Действующий

Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (с изменениями на 14 апреля 2022 года)

II. Организация работ по проведению технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, аварии гидротехнического сооружения

7. Техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте, аварии гидротехнического сооружения (далее - аварии) направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда, допущенных нарушений требований промышленной безопасности (требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений), лиц, допустивших эти нарушения, мер, которые приняты для локализации и ликвидации последствий аварии, разработку предложений по предупреждению подобных аварий.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2022 года приказом Ростехнадзора от 14 апреля 2022 года N 126. - См. предыдущую редакцию)

8. Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности (федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений) или его территориального органа (далее - уполномоченный орган).

________________

Пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, статья 11.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ).


Комиссия по техническому расследованию причин аварии (далее - комиссия по техническому расследованию) назначается в зависимости от характера и возможных последствий аварии правовым актом уполномоченного органа или его территориального органа в срок не позднее 24 часов после получения оперативного сообщения об аварии либо после подтверждения факта произошедшей аварии, выявленного при осуществлении контрольных (надзорных) действий.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2022 года приказом Ростехнадзора от 14 апреля 2022 года N 126. - См. предыдущую редакцию)

9. В состав комиссии по техническому расследованию включаются представители:

субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект или гидротехническое сооружение;

организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, гидротехническое сооружение и (или) собственника гидротехнического сооружения (но не более 30% членов комиссии);

страховщика, с которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект или гидротехническое сооружение, заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (при отсутствии указанного договора в состав комиссии включаются представители профессионального объединения страховщиков);

федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

вышестоящего органа или организации (при наличии);

профсоюзных организаций;

другие представители в соответствии с законодательством Российской Федерации.

________________

Пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, статья 11.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ.


При авариях, связанных с выбросом опасных веществ, в состав комиссии по техническому расследованию включается представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области охраны окружающей среды.

Комиссия по техническому расследованию должна состоять из нечетного количества членов. Количество членов комиссии по техническому расследованию не должно быть менее чем пять человек.

10. Техническое расследование причин аварии, связанной с передвижными техническими устройствами (кранами, подъемниками (вышками), передвижными котельными, цистернами, вагонами, локомотивами, автомобилями), проводится территориальным органом уполномоченного органа, на территории деятельности которого произошла авария, а учет аварий производится территориальным органом уполномоченного органа, в котором зарегистрирован соответствующий опасный производственный объект.

11. Техническое расследование причин аварии, произошедшей при эксплуатации котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, а также подъемных сооружений, подлежащих регистрации (учету) в соответствующих территориальных органах уполномоченного органа, но не зарегистрированных (неучтенных) в них, проводится, а также учитывается территориальным органом уполномоченного органа, на территории деятельности которого произошла авария.

12. Техническое расследование причин аварии проводится комиссией по техническому расследованию в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты подписания правового акта о назначении комиссии.

Комиссия по техническому расследованию осуществляет подготовку материалов, перечисленных в пункте 23 Порядка, и составляет не позднее даты окончания технического расследования причин аварии акт технического расследования причин аварии (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к Порядку).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2022 года приказом Ростехнадзора от 14 апреля 2022 года N 126. - См. предыдущую редакцию)

13. Акт технического расследования причин аварии подписывается всеми членами комиссии по техническому расследованию. При наличии у члена комиссии замечаний соответствующий член комиссии по техническому расследованию рядом с подписью делает отметку об особом мнении, которое с аргументированным обоснованием прилагается к акту технического расследования причин аварии.

14. В зависимости от характера аварии и при проведении дополнительных исследований и экспертиз установленный пунктом 12 Порядка срок технического расследования причин аварии может быть продлен правовым актом уполномоченного органа или его территориального органа, назначившим данное расследование, но не более чем на 15 календарных дней.

15. В ходе проведения расследования комиссия по техническому расследованию осуществляет следующие мероприятия: