7.3.1 Замер осадок судна
7.3.1.1 Замеры осадок проводит сюрвейер совместно с уполномоченным представителем администрации судна.
7.3.1.2 При производстве замеров необходимо находиться как можно ближе к маркам углубления и поверхности воды. Сюрвейеру запрещается находиться между корпусом судна и причалом, перемещаться по любым видам нестационарных трапов (кроме лоцманского) при производстве замеров с морской стороны.
7.3.1.3 Результаты замеров оформляют документально, подписывают сюрвейер и представитель судна до начала расчетов.
7.3.2 Правила снятия осадки
7.3.2.1 Перед снятием осадки судна сюрвейер должен оценить наличие, состояние и расположение марок углубления. С учетом погодных условий, состояния моря и судна сюрвейер должен определить способ, которым будет проводить снятие осадок:
- визуально, без применения инструментов (технических средств);
- визуально, с применением инструментов (с помощью измерительной ленты, устройства для снятия осадок при сильном волнении, измерителя высоты надводного борта).
7.3.2.2 Применение инструментов является вспомогательным способом снятия осадки, и в некоторых погодных условиях может помочь сюрвейеру проконтролировать правильность снятия осадки. Сюрвейер не должен полагаться на результаты измерения осадки только инструментами без сравнения их с результатами визуального считывания. Если эти результаты не совпадают в пределах допустимой погрешности, сюрвейер должен установить причину расхождений и определить правильный результат.
7.3.2.3 Если с причала, борта судна или спущенного до воды трапа невозможно должным образом замерить осадку, сюрвейер должен использовать катер. Оплата и обеспечение катера должны быть предварительно согласованы с заказчиком ДС.
7.3.2.4 Сюрвейер должен снимать все осадки (на носу, миделе и в корме с двух бортов судна), в том числе дополнительные осадки на цилиндрической части корпуса (при их наличии). После снятия каждой осадки сюрвейер должен зафиксировать ее в документе для первичных записей и сверить осадку с представителем судна. Если представитель администрации судна отказывается сверять осадки, сюрвейер должен снимать осадки самостоятельно или сверяясь с другими участниками ДС (факт отказа должен быть доведен оперативно до всех заинтересованных сторон и зафиксирован в письме резерва по окончанию ДС).
7.3.2.5 При отсутствии возможности измерения всех осадок с морской стороны сюрвейер должен:
- снять все осадки со стороны причала и осадку по миделю с морской стороны;
- оценить ширину судна на уровне носовой и кормовой осадки и рассчитать осадки с морской (недоступной для нормального считывания) стороны судна по формуле
, (5)
где - осадка с недоступной стороны судна, м;
- осадка, симметричная относительно продольной плоскости судна с другого борта, м;
- разница между осадками по миделю, м;
- ширина судна на уровне осадок по миделю, м;
- ширина судна на уровне осадки , м.
7.3.2.6 Данные по факторам и критериям оценки точности снятия осадки приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Факторы и критерии оценки точности снятия осадки
Фактор/Критерий | Идеальные условия | Нормальные условия | Плохие условия |
Погодные условия (волнение моря) | Штиль, колебания уровня воды в районе марок углубления до ±2,5 см (1 дюйм) | Волнение в районе марок углубления до ±15 см (1/2 фута) | Волнение в районе марок углубления более ±15 см (1/2 фута) |
Состояние марок углубления | Четко наварены и окрашены в контрастный с корпусом цвет | Слабо окрашены, но контуры наваренных цифр хорошо видны | Цифры сливаются с цветом корпуса, не окрашены контрастным цветом, контуры нечеткие, часть цифр нечитабельна или отсутствует (покрыта водорослями, ракушками, скрыта коррозией и т.п.) |
Освещенность марок углубления | Дневное время, отсутствие тумана, осадков, теней от рядом расположенных объектов | Хорошее естественное или искусственное освещение (грузовые люстры, береговое освещение, мощные фонари) | Отсутствие или слабое естественное/искусственное освещение, недостаточное для уверенного чтения осадок |
Доступность марок углубления для считывания осадки | Марки углубления легко считываются без применения дополнительных приспособлений и инструментов | Марки углубления находятся под острым углом, но считывание можно провести достаточно точно без значительной ошибки | Марки углубления закрыты кранцем, или другим близко расположенным объектом, торосистый или сплошной лед в районе марок углубления и т.п. Обзор марок для считывания крайне ограничен или отсутствует |
Колебания судна на водной поверхности (качка) | Штиль. Практически отсутствие качки судна (не более 2-2,5 см изменения осадки по миделю из-за качки судна) | Умеренная качка судна (изменение осадки из-за качки судна до 15 см) | Сильная качка судна, существенно влияющая на правильность снятия осадки (изменение осадки из-за качки судна более 15 см) |
Точность снятия осадки | ±0,5 см | ±1 см | ±2 см и более |
7.3.2.7 На мидельных марках углубления кроме осадки должна быть измерена и высота надводного борта. В судовых документах находят параметр "высота борта"; рассчитывают разницу между величинами "высота борта" и "высота надводного борта". Расхождение не должно превышать величину точности снятия осадки при данных погодных условиях. Если выявляется более значительное расхождение - результаты снятия осадки отбраковывают как недостоверные. Во все дальнейшие расчеты значение осадки на миделе идет вычисленное как разность между "высотой борта" и "высотой надводного борта".
7.3.3 Замер плотности забортной воды