ГОСТ Р 113.00.06-2020
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Порядок отбора и назначения экспертов для определения соответствия наилучшим доступным технологиям. Общие требования
The best available techniques. Procedure of the selection and appointment of experts for assessment of the best available techniques. General requirements
ОКС 13.020.01
Дата введения 2021-04-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным автономным учреждением "Научно-исследовательский институт "Центр экологической промышленной политики" (ФГАУ "НИИ "ЦЭПП")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 113 "Наилучшие доступные технологии"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2020 г. N 1107-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Сегодня в Российской Федерации стоит задача обеспечения комплексного подхода к внедрению наилучших доступных технологий (далее - НДТ) в ключевых секторах экономики. Эта работа осуществляется в рамках совершенствования системы государственного регулирования в сферах промышленности, охраны окружающей среды и природопользования и направлена на создание эффективного механизма устойчивого и стабильного развития российской индустрии с применением методов рационального использования материальных и энергетических ресурсов, предотвращения и сокращения негативного воздействия на окружающую среду [1].
В построении такой системы значительная роль отведена экспертной поддержке и механизмам принятия решений по НДТ. Вопрос о том, отвечают ли технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые объектами I (II) категории при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности, требованиям НДТ, а технологические показатели - отраслевым показателям НДТ, разработанным в информационно-технических справочниках НДТ и утвержденным приказами Министерства природных ресурсов и экологии [2] (для объектов в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов - Правительством Российской Федерации [3]) является ключевым и может быть решен в рамках функционирования экспертного сообщества НДТ.
Квалифицированная поддержка экспертов НДТ необходима при рассмотрении заявки на получение комплексного экологического разрешения (КЭР), оценке программ повышения экологической эффективности (ППЭЭ), принятии решений по осуществлению мер господдержки, определении условий выпуска "зеленых облигаций", актуализации информационно-технических справочников по НДТ, а также при обеспечении иных процессов оценки соответствия НДТ.
Настоящий стандарт является одним из методических документов по организации и обеспечению определения соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (определение соответствия), наилучшим доступным технологиям.
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к компетентности экспертов НДТ и порядку назначения экспертов НДТ для определения соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов и методов, применяемых объектами I (II) категории, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности [4], требованиям НДТ.
Положения настоящего стандарта рекомендуется использовать при отборе экспертов НДТ для проведения различных форм определения соответствия НДТ.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 кандидат в эксперты НДТ: Физическое лицо, номинированное отраслевыми объединениями, юридическими лицами, научно-исследовательскими и проектными организациями, образовательными учреждениями, либо самостоятельно подавшее заявление на получение статуса эксперта НДТ.
2.2
комплексное экологическое разрешение: Документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды. |
2.3
наилучшая доступная технология; НДТ: Технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения. |
2.4 область специализации эксперта НДТ: Заявленная сфера деятельности кандидата в эксперты НДТ в соответствии с перечнем областей применения НДТ, в которой он обладает специальными знаниями, и которая определяется Бюро НДТ при включении физического лица в экспертное сообщество НДТ.
2.5 программа повышения экологической эффективности: Документ, разрабатываемый на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов, и одобренный Межведомственной комиссией по рассмотрению программ повышения экологической эффективности (далее - Межведомственная комиссия).
2.6 эксперт НДТ: Физическое лицо, включенное в экспертное сообщество НДТ, обладающее научными и практическими знаниями в области НДТ, деловой и профессиональной репутацией и привлекаемое Бюро НДТ для подготовки заключения о соответствии НДТ.
2.7 экспертное сообщество НДТ: Сформированное Бюро НДТ с целью эффективного управления процессом экспертной поддержки внедрения НДТ сообщество представителей профессий и специальностей, обладающих квалифицированными навыками для решения поставленных задач, а также знанием процедур, принципов и основных критериев функционирования сообщества.
3.1 Определение соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов и методов, применяемых объектами I (II) категории, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности [4], требованиям НДТ, подразумевает создание процедуры отбора кандидатов в эксперты НДТ, определение критериев их оценки, порядка формирования экспертного сообщества НДТ, а также разработку требований к экспертам НДТ.
3.2 Основная цель разработки требований к отбору и порядка назначения экспертов для определения соответствия НДТ - обеспечение объективной оценки экологической результативности и ресурсоэффективности технологических процессов, оборудования, технических способов и методов на предмет их соответствия НДТ на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, с привлечением наиболее компетентных специалистов, обладающих научными и практическими знаниями, квалификацией и деловой репутацией в области НДТ.
3.3 Отбор экспертов НДТ предполагается осуществлять для проведения следующих форм определения соответствия НДТ:
- при рассмотрении заявки на получение КЭР в случае, если в соответствии с пунктом 1 статьи 671* [1] не требуется утверждение ППЭЭ;
__________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.