113. На каждый породный отвал должен оформляться паспорт, в котором отражаются сведения о форме, времени пуска и остановки каждого из породных отвалов, проектных и фактических параметрах породных отвалов (высота, площадь основания, объем), количестве складированной породы, тепловом состоянии породных отвалов (не горящие, горящие) и их деформациях. К паспорту должен прикладываться топографический план поверхности с границами земельного отвода, механической защитной зоны (далее - МЗЗ) и санитарно-защитной зоны.
Утраченные паспорта породных отвалов ликвидированных организаций, шахт, разрезов, фабрик восстанавливаются до начала их разборки и рекультивации организацией, получившей право на осуществление работ по разборке и рекультивации породного отвала.
Показатели породных отвалов (высота, площадь основания, углы откосов, объем породы, количество выделяющихся в атмосферу твердых и газообразных веществ) должны уточняться ежегодно с внесением изменений в паспорт.
114. Проектируемые породные отвалы должны иметь плоскую форму. Закладка новых и эксплуатация действующих породных отвалов, их тушение и разборка проводятся в соответствии с проектами или разделами проектов строительства, реконструкции и ликвидации предприятий.
115. Местоположение проектируемых породных отвалов выбирают с учетом геодинамического районирования территории, инженерно-геологических и гидрологических изысканий, ценности земель, наличия коммуникаций, дальности и стоимости транспортировки породы и направлений последующей рекультивации. Перед формированием породного отвала необходимо снять плодородный слой почвы.
116. Технология формирования эксплуатации, разборки и рекультивации породных отвалов должна обеспечивать их пожаробезопасность, экологическую безопасность жизнедеятельности населения и охрану окружающей среды.
Запрещается складировать неостывшую золу котельных установок, легковоспламеняющиеся и горючие материалы, твердые и бытовые отходы, эксплуатировать горящий породный отвал, подавать воду в трещины и пустоты.
117. После прекращения эксплуатации породные отвалы должны быть потушены, переформированы и рекультивированы.
118. Разборка и рекультивация породных отвалов должны выполняться по специально разработанной проектной документации, предусматривающей безопасность эксплуатации технических, самоходных и автотранспортных устройств. При работе породного комплекса должны предусматриваться меры для пропуска породы, застрявшей в бункерах загрузочных устройств, опрокидывателей, конвейеров, транспортирующих породу. Работники должны быть проинструктированы, знать предупредительные сигналы и оснащены специальными инструментами для пропуска застрявшей породы.
119. Перед пуском механизмов породного комплекса должен подаваться предупредительный сигнал.
120. При использовании откаточного транспорта с одноконцевым или бесконечным канатом должны проверяться его закрепление, исправность прицепного устройства, звуковой и световой сигнализации, ограждения, крепление лебедки, ее механическое и электрическое состояние, видимые части защитного заземления, блокировки от переподъема, освещение. При сходе транспорта с рельсов или других неполадках лебедка или иное подъемное устройство останавливаются. Наращивание путей, перестановку разгрузочного, загрузочного устройства необходимо проводить при выключенном напряжении и заблокированном пускателе лебедки.
121. Спуск и подъем породы, персонала по породному отвалу должны осуществляться по определенным и оборудованным маршрутам в соответствии с проектной документацией. Для передвижения людей оборудуются сходни, лестницы с перилами. Во время движения людей технические устройства породного комплекса останавливаются.
122. Перед началом работы скреперной лебедки должны проверяться исправность видимого защитного заземления и ограждающих устройств, механическая и электрическая часть лебедки, ее крепление, исправность инструментов, состояние камеры и скреперной дорожки (проходы около лебедки, подходы освобождаются и освещаются), а также проводиться смазка деталей и блоков, осматриваться грузовые и хвостовые канаты.
123. Перед пуском лебедки, скрепера в работу должен подаваться предупредительный сигнал. Таблица сигналов должна устанавливаться вблизи лебедки на видном месте.
124. Во время работы должен осуществляться контроль за состоянием канатов, правильной укладкой их на барабан, недопущением переворачивания скрепера.
125. Эксплуатация лебедок должна осуществляться только при наличии звуковой и световой сигнализаций, ограждения барабанов, исправности каната и прочности его закрепления на барабане лебедки, и исправности прицепного устройства каната. Железнодорожные вагоны необходимо прикреплять к прицепному устройству каната лебедки с помощью автосцепки вагона или специального приспособления. Количество одновременно перемещаемых железнодорожных вагонов должно определяться тяговым усилием лебедки.
Запрещается находиться на путях передвижения транспортных средств породного отвала во время его передвижения, спускаться в загрузочные устройства породного комплекса.
126. Запрещается обслуживающему персоналу и другим лицам находиться во время работы маневровой лебедки в зоне перемещения рабочего каната (между прицепными устройствами и барабаном лебедки). Включение и выключение лебедки разрешается только лицу, ответственному за ее эксплуатацию. После окончания погрузки и выгрузки, а также подхода локомотива канат лебедки должен отцепляться от железнодорожного состава. Разрешается включение лебедки в работу с пульта управления погрузочными стрелками оператором при наличии электрической блокировки, исключающей пуск лебедки в работу без разрешения лица, ответственного за ее эксплуатацию.
127. Запрещается нахождение на породном отвале людей, не связанных с его строительством, эксплуатацией, ликвидацией и рекультивацией, использование без технологической и производственной необходимости открытого огня, воспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ.