Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли

ГОСТ 10578-2020



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

НАСОСЫ ТОПЛИВНЫЕ ДИЗЕЛЕЙ

Технические требования и методы испытаний

Diesel engine fuel pumps. Technical requirements and test methods



МКС 43.060.40

Дата введения 2021-06-01



Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 октября 2020 г. N 134-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСO 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСO 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2020 г. N 1010-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 10578-2020 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2021 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 10578-95

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на топливные насосы высокого давления дизелей (далее - топливные насосы) и плунжерные пары к ним.

Стандарт не распространяется на насосы-форсунки и на топливные насосы с центровкой на двигателе по боковой поверхности регулятора.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 2.601 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 9.014 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 15.309 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 305 Топливо дизельное. Технические условия

ГОСТ 1667 Топливо моторное для среднеоборотных и малооборотных дизелей. Технические условия

ГОСТ 2084 Бензины автомобильные. Технические условия

ГОСТ 2405 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия

ГОСТ 10227 Топлива для реактивных двигателей. Технические условия

ГОСТ 10511* Системы автоматического регулирования частоты вращения (САРЧ) судовых, тепловозных и промышленных дизелей. Общие технические требования

________________

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55231-2012.

ГОСТ 10585 Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия

ГОСТ 14192 Маркировка грузов

ГОСТ 15060 Дизели автотракторные. Насосы топливные высокого давления. Габаритные и присоединительные размеры

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 15846 Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение

ГОСТ 15888 (ИСО 7876-1-84) Аппаратура дизелей топливная. Термины и определения

ГОСТ 23170 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования

ГОСТ 24597 Пакеты тарно-штучных грузов. Основные параметры и размеры

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 15888 (см. также [1]*).

________________

* Поз. [1]-[3] см. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

     4 Классификация


Классификационные признаки топливных насосов и их исполнения приведены в таблице 1.

Таблица 1

Классификационный признак

Исполнение

Тип топливного насоса:

I

С собственным кулачковым валом (секции насоса и кулачковый вал расположены в одном корпусе)

II

Без собственного кулачкового вала

Конструктивное исполнение

Рядный; У-образный; распределительный; оппозитный; трехлучевой (Y-образный); односекционный; комбинированный

Число секций

1; 2; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16 и более

Тип кулачкового механизма

С внешним профилем кулачка;

с торцовым профилем кулачка;

с внутренним профилем кулачка;

с симметричным профилем кулачка;

с несимметричным профилем кулачка

Способ дозирования топлива

Плунжером-золотником;

плунжером-распределителем;

электроуправляемым клапаном;

электроуправляемым дозатором

Расположение оси плунжера-золотника или плунжера-распределителя относительно оси вала топливного насоса

Перпендикулярное; соосное; параллельное

Тип регулятора частоты вращения для автотракторных дизелей

Механический; гидравлический; пневматический; электрический; электронный

Вид регулятора частоты вращения для автотракторных дизелей

Однорежимный, двухрежимный, трехрежимный, всережимный, специальный.

Способ смазки топливного насоса

Автономный; централизованный (от системы смазки дизеля или топливной системы)

Топливоподкачивающий насос

С приводом от кулачкового вала топливного насоса; автономный; встроенный в топливный насос

Примечания

1 Для распределительных топливных насосов и насосов аккумуляторных систем CR (Common Rail) вместо секций устанавливают число обслуживаемых линий высокого давления топливной системы; для топливных насосов типа II за число секций принимают число топливных насосов, входящих в дизель.

2 Вид и тип регулятора частоты вращения для остальных дизелей - по ГОСТ 10511 и конструкторской документации (КД), утвержденной в установленном порядке.



     5 Основные параметры и размеры

5.1 Для топливных насосов всех типов основным параметром устанавливают часовую или среднюю цикловую подачу топливного насоса (секции топливного насоса) на частоте вращения, соответствующей номинальной мощности, на частоте вращения холостого хода, а для автотракторных дизелей, кроме того, на частоте вращения, соответствующей максимальному крутящему моменту и пуску дизеля.

Для топливных насосов аккумуляторных систем CR устанавливают давление топлива на выходе из насоса при часовой подаче на частоте вращения, соответствующей номинальной мощности, и на частоте вращения холостого хода.

Для топливных насосов с дозированием топлива плунжером-золотником, плунжером-распределителем или электроуправляемым клапаном устанавливают начало нагнетания топлива и/или впрыскивания от угла поворота кулачкового вала для симметричного профиля кулачка или 0,1 мм хода плунжера для несимметричного профиля.

Для топливных насосов с встроенным регулятором устанавливают:

- частоту вращения, соответствующую началу действия регулятора;

- частоту вращения, соответствующую автоматическому выключению подачи топлива регулятором.

5.2 Диаметр и ход плунжера топливных насосов устанавливают в рабочих чертежах, утвержденных в установленном порядке, и/или технических условиях (ТУ) на топливные насосы конкретных типов.

5.3 Габаритные и присоединительные размеры рядных топливных насосов и распределительных насосов с внешним профилем кулачкового механизма и перпендикулярным расположением оси плунжера-распределителя относительно вала автотракторных дизелей - по ГОСТ 15060 (см. также [2]), остальных - по рабочим чертежам и/или ТУ на топливные насосы конкретного типа.

     6 Технические требования

6.1 Топливные насосы и плунжерные пары изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта по ТУ на топливные насосы конкретного типа и/или рабочим чертежам.*

________________

* В Российской Федерации топливные насосы судовых дизелей должны соответствовать классу Регистра Российской Федерации.

6.2 Топливные насосы должны обеспечивать работу дизеля на топливах по ГОСТ 305, ГОСТ 1667, ГОСТ 2084, ГОСТ 10227, ГОСТ 10585 и смесях указанных топлив.

Конкретные марки топлив или смеси топлив, допускаемые к применению, указывают в ТУ на топливные насосы и дизели конкретного типа.

6.3 Топливные насосы для многотопливных дизелей должны иметь специальное устройство для изменения в условиях эксплуатации подачи топлива при переходе с одного вида топлива на другой.

6.4 Для топливных насосов с дозированием топлива плунжером-золотником, плунжером-распределителем или электроуправляемым клапаном отклонение часовой или средней цикловой подачи топливного насоса на номинальной частоте вращения его вала или частоте вращения, соответствующей максимальному крутящему моменту при регулировании на стенде, для автотракторных дизелей не должно выходить за пределы ±1,5% (при проверке насоса на контрольном стенде допускается дополнительное отклонение средней цикловой и часовой подачи ±1%), остальных дизелей - по рабочим чертежам и/или ТУ на топливные насосы конкретного типа.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ доступен в системах «Техэксперт» и «Кодекс».