Государственную программу изложить в следующей редакции:
"Государственная программа
Нижегородской области "Энергоэффективность
и развитие энергетики Нижегородской области"
Стратегические приоритеты государственной
программы Нижегородской области
"Энергоэффективность и развитие
энергетики Нижегородской области"
1. Оценка текущего состояния социально-экономического
развития Нижегородской области в сфере
топливно-энергетического комплекса
Реализация государственной программы Нижегородской области "Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области" (далее - Программа) осуществляется в сфере топливно-энергетического комплекса Нижегородской области (далее также - ТЭК) - наиболее значимом секторе региональной экономики, без обеспечения устойчивого развития которого невозможно развитие экономики Нижегородской области (далее также - область, регион) в целом.
Программа определяет комплекс мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности в сфере производства и потребления, на обеспечение энергетической безопасности региона и повышение надежности электро-, теплоснабжения, газоснабжения и топливообеспечения субъектов хозяйственной деятельности и населения, предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций в сфере ТЭК.
Повышение уровня энергетической безопасности является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности.
Необходимыми условиями обеспечения энергетической безопасности являются повышение эффективности государственного управления топливно-энергетическим комплексом, надежность и бесперебойность поставок энергоресурсов потребителям.
Программа состоит из шести направлений (подпрограмм).
1.1. Направление (Подпрограмма 1) "Энергосбережение и
повышение энергетической эффективности"
В состав Подпрограммы 1 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" входит ведомственный проект "Информационная поддержка и пропаганда энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Нижегородской области".
Повышение энергетической эффективности и энергосбережения играет ключевую роль в обеспечении баланса энергетических ресурсов Нижегородской области в условиях инновационного сценария развития экономики, реализация которого возможна лишь при снижении удельной энергоемкости валового внутреннего продукта.
Основным показателем внедрения в регионе энергоэффективных технологий и оборудования является показатель "Энергоемкость валового регионального продукта".
По данным Федеральной службы государственной статистики динамика энергоемкости валового регионального продукта Нижегородской области (далее - ВРП) имеет устойчивую тенденцию к снижению.
Снижение энергоемкости ВРП в последние годы происходит, в том числе, и за счет реализации в различных секторах экономики мероприятий, направленных на сокращение потребления энергетических ресурсов при производстве товаров, работ, услуг, в том числе, модернизация производств, сокращение непроизводительных потерь энергоресурсов, закупка новейших технологий и оборудования, позволяющих выпускать продукцию с наименьшими затратами энергоресурсов, внедрение в организациях наилучших доступных технологий, популяризации энергосберегающего образа жизни среди населения и т.д.
Нижегородская область относится к числу крупнейших индустриальных центров Российской Федерации с высокой долей промышленности в экономике.
Промышленный потенциал Нижегородской области составляют крупнейшие предприятия в сферах автомобилестроения, машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, оборонной и атомной отраслей. Эти отрасли традиционно определяют ситуацию в промышленности региона и задают вектор ее развития на перспективу. Реализация энергосберегающих мероприятий и оптимизация потребления энергетических ресурсов промышленными организациями может дать ощутимый эффект в повышении энергетической эффективности экономики Нижегородской области.
В Нижегородской области ежегодно осуществляется разработка сводных лимитов потребления энергоресурсов для государственных (муниципальных) учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета (местных бюджетов) (в натуральном и стоимостном выражении), в разрезе органов исполнительной власти Нижегородской области, муниципальных и городских округов Нижегородской области с разбивкой по отраслям. Установленные лимиты используются в целях упорядочения расходов, связанных с использованием энергетических ресурсов, и при формировании межбюджетных отношений на следующий планируемый год.
Объем потребления тепловой энергии бюджетным сектором региона находится на уровне 2,2-2,4 тыс. Гкал в год, объем потребления электрической энергии составляет 617-618 млн кВт*ч в год.
Реализация энергоэффективных мероприятий в бюджетном секторе с использованием механизма энергосервиса позволяет сэкономить бюджетные средства, направляемые на поддержание в надлежащем состоянии объектов бюджетной сферы, при этом соблюсти стандарты качества оказания государственных и муниципальных услуг, а также выполнить требования законодательства о ежегодном снижении государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых энергоресурсов. Суммарный плановый объем экономии по действующим энергосервисным контрактам за весь срок реализации составляет более 3 млрд рублей.
В Нижегородской области ведется активное строительство новых зданий учреждений бюджетной сферы и капитальный ремонт существующих с применением энергоэффективных материалов.