ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2023 года № 1164
О внесении изменений в постановление Правительства
Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 287
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 287 "Об утверждении государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области" следующие изменения:
1.1. Наименование постановления изложить в следующей редакции:
"Об утверждении государственной программы
Нижегородской области "Энергоэффективность и
развитие энергетики Нижегородской области".
1.2. В пункте 1 после слов "государственную программу" дополнить словами "Нижегородской области".
1.3. Пункт 2 исключить.
2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу "Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 287.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г. и подлежит официальному опубликованию.
И.о.Губернатора А.Н.Гнеушев
Изменения,
Государственную программу изложить в следующей редакции:
"Государственная программа
Нижегородской области "Энергоэффективность
и развитие энергетики Нижегородской области"
Стратегические приоритеты государственной
программы Нижегородской области
"Энергоэффективность и развитие
энергетики Нижегородской области"
1. Оценка текущего состояния социально-экономического
развития Нижегородской области в сфере
топливно-энергетического комплекса
Реализация государственной программы Нижегородской области "Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области" (далее - Программа) осуществляется в сфере топливно-энергетического комплекса Нижегородской области (далее также - ТЭК) - наиболее значимом секторе региональной экономики, без обеспечения устойчивого развития которого невозможно развитие экономики Нижегородской области (далее также - область, регион) в целом.
Программа определяет комплекс мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности в сфере производства и потребления, на обеспечение энергетической безопасности региона и повышение надежности электро-, теплоснабжения, газоснабжения и топливообеспечения субъектов хозяйственной деятельности и населения, предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций в сфере ТЭК.
Повышение уровня энергетической безопасности является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности.
Необходимыми условиями обеспечения энергетической безопасности являются повышение эффективности государственного управления топливно-энергетическим комплексом, надежность и бесперебойность поставок энергоресурсов потребителям.
Программа состоит из шести направлений (подпрограмм).
1.1. Направление (Подпрограмма 1) "Энергосбережение и
повышение энергетической эффективности"
В состав Подпрограммы 1 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" входит ведомственный проект "Информационная поддержка и пропаганда энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Нижегородской области".
Повышение энергетической эффективности и энергосбережения играет ключевую роль в обеспечении баланса энергетических ресурсов Нижегородской области в условиях инновационного сценария развития экономики, реализация которого возможна лишь при снижении удельной энергоемкости валового внутреннего продукта.
Основным показателем внедрения в регионе энергоэффективных технологий и оборудования является показатель "Энергоемкость валового регионального продукта".
По данным Федеральной службы государственной статистики динамика энергоемкости валового регионального продукта Нижегородской области (далее - ВРП) имеет устойчивую тенденцию к снижению.
Снижение энергоемкости ВРП в последние годы происходит, в том числе, и за счет реализации в различных секторах экономики мероприятий, направленных на сокращение потребления энергетических ресурсов при производстве товаров, работ, услуг, в том числе, модернизация производств, сокращение непроизводительных потерь энергоресурсов, закупка новейших технологий и оборудования, позволяющих выпускать продукцию с наименьшими затратами энергоресурсов, внедрение в организациях наилучших доступных технологий, популяризации энергосберегающего образа жизни среди населения и т.д.
Нижегородская область относится к числу крупнейших индустриальных центров Российской Федерации с высокой долей промышленности в экономике.
Промышленный потенциал Нижегородской области составляют крупнейшие предприятия в сферах автомобилестроения, машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, оборонной и атомной отраслей. Эти отрасли традиционно определяют ситуацию в промышленности региона и задают вектор ее развития на перспективу. Реализация энергосберегающих мероприятий и оптимизация потребления энергетических ресурсов промышленными организациями может дать ощутимый эффект в повышении энергетической эффективности экономики Нижегородской области.
В Нижегородской области ежегодно осуществляется разработка сводных лимитов потребления энергоресурсов для государственных (муниципальных) учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета (местных бюджетов) (в натуральном и стоимостном выражении), в разрезе органов исполнительной власти Нижегородской области, муниципальных и городских округов Нижегородской области с разбивкой по отраслям. Установленные лимиты используются в целях упорядочения расходов, связанных с использованием энергетических ресурсов, и при формировании межбюджетных отношений на следующий планируемый год.
Объем потребления тепловой энергии бюджетным сектором региона находится на уровне 2,2-2,4 тыс. Гкал в год, объем потребления электрической энергии составляет 617-618 млн кВт*ч в год.
Реализация энергоэффективных мероприятий в бюджетном секторе с использованием механизма энергосервиса позволяет сэкономить бюджетные средства, направляемые на поддержание в надлежащем состоянии объектов бюджетной сферы, при этом соблюсти стандарты качества оказания государственных и муниципальных услуг, а также выполнить требования законодательства о ежегодном снижении государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых энергоресурсов. Суммарный плановый объем экономии по действующим энергосервисным контрактам за весь срок реализации составляет более 3 млрд рублей.
В Нижегородской области ведется активное строительство новых зданий учреждений бюджетной сферы и капитальный ремонт существующих с применением энергоэффективных материалов.
На сегодняшний день на рынке представлен широкий выбор энергоэффективного оборудования, материалов, технологий, которые активно используются в регионе при строительстве и капитальном ремонте, в том числе, бюджетных учреждений: устанавливаются индивидуальные тепловые пункты, современные узлы учета потребляемых энергоресурсов, терморегуляторы на радиаторы отопления, применяются современные энергосберегающие теплоизоляционные материалы, энергоэффективные окна со стеклопакетами с энергосберегающим покрытием, водосберегающая запорная арматура, датчики движения, доводчики на двери.
В регионе осуществляется планомерная работа по переходу на энергоэффективные источники света. Доля энергоэффективного светодиодного освещения на дорогах регионального значения и в системах уличного освещения муниципальных образований региона увеличилась к концу 2022 года до 80,1% от общего количества установленных светоточек.
Информационное обеспечение на территории Нижегородской области мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с 2010 года осуществляется, в том числе, через внесение сведений в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования, предоставления сводной региональной информации для подготовки Министерством экономического развития Российской Федерации ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации, проведение регионального этапа Всероссийского конкурса реализованных проектов в сфере повышения энергетической эффективности ENES и конкурса "МедиаТЭК" (в годы проведения), ежегодных региональных мероприятий в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения и экологии #ВместеЯрче.
С 2016 года ежегодно проводится Всероссийский фестиваль энергосбережения и экологии #ВместеЯрче.
Данное мероприятие традиционно посвящено вопросам энергосбережения, экологии, развития энергетики, популяризации профессий ТЭК.
Вместе с тем, основной проблемой при реализации в регионе мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности остается недостаточный уровень целевого финансирования бюджетной сферы и низкий уровень привлечения внебюджетных средств организациями с участием государства и муниципального образования (на низком уровне используется механизм энергосервисного контракта). Также на эффективности реализации государственной политики в сфере энергосбережения сказывается отсутствие в федеральном законодательстве четко сформированных механизмов стимулирования коммерческих организаций, осуществляющих деятельность в нерегулируемых секторах экономики, в инвестировании средств в реализацию энергосберегающих мероприятий, в том числе в применение энергоэффективных технологий и материалов в промышленном производстве, сельском хозяйстве, на транспорте.
1.2. Направление (Подпрограмма 2) "Развитие
и модернизация электроэнергетики"
В состав Подпрограммы 2 "Развитие и модернизация электроэнергетики" входит ведомственный проект "Реализация мероприятий по технической модернизации (реконструкции, строительству) объектов электроэнергетики в рамках инвестиционных программ организаций".
Подпрограмма 2 "Развитие и модернизация электроэнергетики" включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение повышения надежности энергоснабжения потребителей, на улучшение качества передаваемой электроэнергии, в том числе снижение общего числа отказов и технологических нарушений в электросетевом комплексе, на снижение потерь электроэнергии, на предотвращение возникновения техногенных аварий в результате замены изношенного оборудования.
Действующая сеть 110 кВ энергосистемы выполняет, в основном, функции распределительной сети и в целом соответствует требованиям надежного электроснабжения потребителей. Вместе с тем, в энергосистеме имеется ряд недостатков:
- большое количество электрических подстанций 35 - 110 кВ (далее - ПС) построено по простейшим схемам первичных соединений с отделителями и короткозамыкателями;
- до настоящего времени электроснабжение потребителей ряда муниципальных образований осуществляется от ПС, на которых установлен один трансформатор или которые присоединяются по одной воздушной линии электропередач (нет резервирования). Установленные на ПС силовые трансформаторы морально и физически устарели;
- нарастание объемов старения оборудования 110 кВ превышает темпы вывода его из работы и замены.
Нижегородская область, как и другие субъекты Российской Федерации, не имеющие собственных запасов нефтегазовых и угольных топливно-энергетических ресурсов, имеет аналогичную энергетическую инфраструктуру и комплекс проблем, требующих системного подхода к их решению.
Общие для топливно-энергетического комплекса региона проблемы:
- Нижегородская область не обладает собственными первичными энергоресурсами (кроме торфа и древесины) и имеет практически монотопливный баланс, доля газа в котором составляет около 80%. Это предъявляет повышенные требования к обеспечению надежности газоснабжения региона и требует разработки мероприятий, способствующих обеспечению энергетической безопасности;
- значительный дефицит собственных генерирующих мощностей, ограничения по пропускной способности и недостаточное развитие системы электрических сетей значительно снижают уровень энергетической безопасности региона, повышая зависимость области от смежных энергосистем и соседних регионов;
- энергоснабжение Нижегородской области обеспечивается на основе использования морально устаревших технологий 60-70 годов прошлого века и физически изношенного оборудования, что снижает надежность, эффективность работы и производственные возможности систем, приводит к перерасходу топлива и других энергоресурсов.
Основными ограничениями развития электроэнергетики региона являются:
- значительный износ основных фондов;
- неравномерность внутреннего спроса на электроэнергию как в региональном, так и в отраслевом разрезе.
Для дальнейшего развития ТЭК с преодолением вышеуказанных негативных тенденций необходимо произвести работу по направлениям:
- повышение надежности энергоисточников с максимально возможным использованием существующих резервов мощности в нормальных и послеаварийных режимах, обеспечение нормативного резервирования всех систем транспорта газа, электроэнергии и тепла;
- перевооружение и развитие действующих теплоцентралей с постепенным переходом к парогазовому циклу, а также развитие когенерации на крупных источниках теплоснабжения;
- ускорение темпов замены и реконструкции энергетического оборудования со сверхнормативным сроком эксплуатации;
- развитие внешних системообразующих связей для расширения возможностей по приему электрической мощности из смежных энергосистем;
- предотвращение непроизводительного расходования топливно-энергетических ресурсов, обеспечение учета производимых и потребляемых топливно-энергетических ресурсов с помощью современных средств измерений и передовых образцов учетно-измерительных систем;
- диверсификация используемых видов энергии и топлива - развитие малой энергетики и использование альтернативных видов топлива (торфа, биотоплива и возобновляемой энергии);
- повышение экономической и экологической эффективности действующих энергоисточников.
1.3. Направление (Подпрограмма 3) "Расширение и
реконструкция систем газоснабжения
Нижегородской области"
В состав Подпрограммы 3 "Расширение и реконструкция систем газоснабжения Нижегородской области" входят два ведомственных проекта "Предоставление социальных выплат и субсидирование газораспределительных организаций" и "Строительство, модернизация газовых сетей".
Газоснабжение потребителей Нижегородской области обеспечивается через систему магистральных газопроводов и газораспределительных сетей, эксплуатируемых, в основном, обществом с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" и обществом с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Нижний Новгород".
В систему газоснабжения области входят:
- магистральные газопроводы протяженностью 4 336,9 км;
- компрессорные станции - 7 шт.;
- газораспределительные станции (ГРС) - 108 шт.;
- газораспределительные сети, протяженностью 26 973,92 км;
- газораспределительные пункты и установки - 1 895 шт.;
- газонаполнительные станции - 3 шт.
Уровень газификации населения Нижегородской области природным газом на 1 января 2023 г. составляет 82,5%.
Из 51 муниципального образования Нижегородской области газифицировано 31 муниципальный округ, 14 городских округов.
В настоящее время природный газ отсутствует в 6 северных муниципальных образованиях Нижегородской области:
- Варнавинский, Ветлужский, Тонкинский, Тоншаевский и Шарангский муниципальные округа;
- городской округ город Шахунья.
Модернизация системы газоснабжения и газораспределения
Нижегородской области, повышение ее надежности
для обеспечения потребителей области природным
газом в требуемых объемах
По линии публичного акционерного общества "Газпром":
Газотранспортными магистралями, обеспечивающими подачу природного газа в центральные, южные и северные районы Нижегородской области, в том числе города: Нижний Новгород, Дзержинск, Балахна, Бор, Заволжье, Семенов, являются системы газопроводов: