Правительства Нижегородской области в 2021-2023 годах
Бюджетная и налоговая политика Правительства Нижегородской области в 2021-2022 годах была направлена на решение задач бюджетной консолидации в целях обеспечения устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Нижегородской области.
Реализации основных направлений бюджетной политики способствовало исполнение Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Нижегородской области на 2018-2024 годы, утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от 30 марта 2017 г. № 386-р.
Динамика основных показателей консолидированного бюджета
Нижегородской области за 2021-2022 годы
млрд рублей
2021 год | темп роста,% | 2022 год | темп роста,% | |
Доходы | 288,2 | 115,1 | 331,5 | 115,0 |
в том числе налоговые и неналоговые доходы | 221,7 | 121,4 | 265,5 | 119,8 |
Безвозмездные поступления | 66,5 | 98,0 | 66,0 | 99,3 |
Расходы | 283,7 | 108,4 | 351,5 | 123,9 |
Дефицит / Профицит | 4,5 | -20,0 |
Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2022 году получены в объеме 331,5 млрд рублей и увеличились за 2021-2022 годы на 81,1 млрд рублей или на 32%.
Расходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2022 году исполнены в объеме 351,5 млрд рублей и увеличились за 2021-2022 годы на 89,9 млрд рублей или на 34,4%.
Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета Нижегородской области занимают расходы на отрасли социальной сферы - ежегодно более 65% в общем объеме расходов.
Правительством Нижегородской области обеспечено своевременное и в полном объеме исполнение всех принятых расходных обязательств, в том числе по сохранению параметров по уровню заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., по предоставлению мер социальной поддержки населению, в том числе гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, реализации национальных проектов, капитальному ремонту объектов социальной инфраструктуры, строительству новых социальных объектов.
Осуществлена поддержка реального сектора экономики посредством субсидирования затрат промышленных предприятий на модернизацию и расширение производства, субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков организаций сельского хозяйства и других отраслей, а также посредством предоставления налоговых льгот и государственных гарантий Нижегородской области.
В 2022 году Нижегородская область участвовала в реализации 12 национальных проектов, финансирование которых за счет федеральных и областных средств составило 45,3 млрд рублей - 97,4% от запланированной суммы.
Основной объем средств был направлен на национальные проекты: "Безопасные качественные дороги", "Жилье и городская среда" и "Демография".
Проводилась эффективная долговая политика, в том числе посредством использования механизма привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов, как эффективного источника финансирования инфраструктурных проектов, а также механизма предоставления государственных гарантий с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования (СОПФ), что позволило области не привлекать краткосрочные кредиты коммерческих банков и избежать расходов на оплату процентов по ним.
Также применение механизма получения федеральных бюджетных кредитов для замещения рыночных долговых обязательств субъекта позволило не привлекать рыночные заимствований для погашения существующих долговых обязательств.
По итогам 2022 года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Нижегородской области получены в объеме 265,5 млрд рублей, по сравнению с 2021 годом увеличились на 43,8 млрд рублей или на 19,8%. По итогам 2022 года дефицит областного бюджета составил 19,9 млрд рублей.
Объем государственного долга на конец года составил 132,9 млрд рублей, в том числе без учета бюджетных кредитов, предоставленных в 2021 и 2022 годах муниципалитетам на замещение рыночных заимствований, объем долга составил 117,6 млрд рублей. Долговая нагрузка находится в рамках обязательств, установленных соглашениями с Минфином России о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета.
В целях повышения качества бюджетного планирования, повышения результативности и эффективности использования средств в 2021-2022 годах проводилась работа по следующим направлениям:
- формирование и исполнение областного бюджета в программном формате на основе государственных программ Нижегородской области;
- формирование и исполнение областного бюджета с использованием единой комплексной системы управления бюджетным процессом "Государственная информационная система управления общественными финансами министерства финансов Нижегородской области";
- проведение оценки эффективности налоговых расходов Нижегородской области и муниципальных образований Нижегородской области;
- проведение оценки эффективности государственных программ Нижегородской области, предусматривающей комплексный подход к оценке программ с учетом качества их формирования и эффективности реализации;
- ежегодное формирование государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Нижегородской области;
- сохранение безопасного уровня долговой нагрузки и безусловное выполнение принятых долговых обязательств Нижегородской области;
- применение системы поощрения главных администраторов средств областного бюджета, показавших наилучшие результаты по итогам проводимого мониторинга качества финансового менеджмента, а также поощрения муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Нижегородской области, достигающих наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов;
- осуществление финансирования расходов с применением механизма утверждения предельных объемов финансирования на каждый квартал с целью недопущения образования просроченной кредиторской задолженности;