Действующий

Об организации системы раннего выявления расстройств аутистического спектра у детей в Нижегородской области

     

Приложение 1
к приказу министерства здравоохранения
Нижегородской области
от 15.04.2022 № 315-390/22П/од

     

Модифицированный Скрининговый Тест
на Аутизм для Детей пересмотренный
(M-CHAT-R/F; Robins, Fein, & Barton, 2009)


M-CHAT-R - скрининговый инструмент для оценки риска Расстройства Аутистического Спектра (РАС) у детей в возрасте от 18 до 30 месяцев.

M-CHAT-R является авторской методикой, доступен для бесплатной загрузки в клинических, исследовательских и образовательных целях.

Инструкция по использованию

Может проводиться как часть обычного медицинского обследования ребенка. Также может быть использован для оценки риска наличия аутизма и представителями немедицинских специальностей. Основная идея M-CHAT-R - максимальная чувствительность, что означает выявление настолько большого количества случаев РАС, насколько это возможно. Поэтому существует высокая доля ложноположительных результатов, это означает, что не у каждого ребенка, у которого выявлен риск, будет диагностировано Расстройство Аутистического Спектра (РАС). Тем не менее у этих детей есть высокий риск иных нарушений или задержек развития, следовательно, оценка любого ребенка, у которого выявлен положительный результат, имеет под собой основание.

Обработка данных M-CHAT-R занимает менее двух минут.

Алгоритм для подсчета результатов:

ответ "НЕТ" по всем пунктам, за исключением 2, 5 и 12, указывает на риск РАС;

ответ "ДА" для пунктов 2, 5 и 12 указывает на риск РАС.

Следующий алгоритм максимизирует психометрические свойства M-CHAT-R:

НИЗКИЙ РИСК: Количество баллов 0 - 2; если ребенок младше 24 месяцев, то проведите повторное тестирование по достижении им 2 лет. Никаких дополнительных действий не требуется, если наблюдение не выявляет риск РАС.

СРЕДНИЙ РИСК: Количество баллов 3 - 7. Необходимо обсудить результаты теста с врачом-педиатром, возможно использование дополнительного пошагового интервью (второй этап M-CHAT-R/F) для получения дополнительной информации об ответах, указывающих на риск РАС. В любом случае рекомендовано дальнейшее, более детальное, обследование.

ВЫСОКИЙ РИСК: Количество баллов 8 - 20. Рекомендовано немедленно обратиться за диагностикой и оценкой необходимости раннего вмешательства.

Постановка диагноза "детский аутизм" и иных расстройств аутистического спектра - ответственность и компетенция детского психиатра-специалиста, прошедшего специальную профессиональную подготовку.

Помните! Раннее выявление и своевременная квалифицированная помощь, программы раннего вмешательства могут значительно улучшить состояние ребенка и функционирование семьи.

M-CHAT-R(TM)

ФИО ребенка ______________________________________________________________

Дата заполнения ___________________________________________________________

Дата рождения _____________________________________________________________

Степень родства ___________________________________________________________

ФИО и контактный телефон законного представителя ___________________________

__________________________________________________________________________

Пожалуйста, ответьте на вопросы о Вашем ребенке. При ответах учитывайте, как обычно ведет себя ребенок. Если Вы замечали у ребенка поведение несколько раз, но обычно он/она так себя не ведет, то, пожалуйста, ответьте "нет". Пожалуйста, обведите в каждом вопросе "да" или "нет". Спасибо.

1. Если Вы показываете на что-то на другом конце комнаты, Ваш ребенок смотрит на это? (Пример: если Вы показываете на игрушку или животное, ребенок смотрит на игрушку или животное?)

Да

Нет

2. Вы когда-либо предполагали, что Ваш ребенок может быть глухим?

Да

Нет

3. Ваш ребенок играет в воображаемые или сюжетно-ролевые игры? (Пример: притворяется, что пьет из пустой чашки, изображает, что говорит по телефону, понарошку кормит куклу или плюшевую игрушку?)

Да

Нет

4. Вашему ребенку нравится забираться на предметы? (Пример: мебель, строения на игровой площадке, лестницы)

Да

Нет

5. Ваш ребенок делает необычные движения пальцами перед его/ее глазами? (Пример: Ваш ребенок шевелит его/ее пальцами около его/ее глаз?)

Да

Нет

6. Ваш ребенок указывает пальцем, чтобы попросить что-то или получить помощь? (Пример: указывает пальцем на лакомство или игрушку, до которой не может дотянуться)

Да

Нет

7. Ваш ребенок указывает пальцем на что-то интересное, чтобы обратить на это Ваше внимание? (Пример: указывает пальцем на самолет в небе или на большой грузовик на дороге)

Да

Нет

8. Ваш ребенок интересуется другими детьми? (Пример: Ваш ребенок наблюдает за другими детьми, улыбается им, идет к ним?)

Да

Нет

9. Ваш ребенок показывает Вам предметы, принося их Вам или держа их около Вас, просто чтобы поделиться, а не попросить помощь? (Пример: показывает Вам цветок, мягкую игрушку или игрушечный грузовик)

Да

Нет

10. Ваш ребенок отзывается, когда Вы зовете его/ее по имени? (Пример: ребенок оглядывается на Вас, говорит или лепечет, прекращает то, что он/она делает, когда Вы зовете его/ее по имени?)

Да

Нет

11. Когда Вы улыбаетесь Вашему ребенку, он/она улыбается Вам в ответ?

Да

Нет

12. Ваш ребенок расстраивается от бытовых звуков? (Пример: Ваш ребенок кричит или плачет от таких звуков, как шум пылесоса или громкая музыка?)

Да

Нет

13. Ваш ребенок умеет ходить?

Да

Нет

14. Ваш ребенок смотрит Вам в глаза, когда Вы говорите с ним/ней, играете с ним/ней или одеваете его/ее?

Да

Нет

15. Ваш ребенок пытается копировать то, что Вы делаете? (Пример: машет рукой при прощании, хлопает в ладоши, издает смешные звуки Вам в ответ)

Да

Нет

16. Если Вы оборачиваетесь, чтобы на что-то взглянуть, то Ваш ребенок оглядывается вокруг, чтобы увидеть то, на что Вы смотрите?

Да

Нет

17. Ваш ребенок пытается обратить на себя Ваш взгляд? (Пример: Ваш ребенок смотрит на Вас, ожидая похвалу, или говорит "смотри", или "посмотри на меня")

Да

Нет

18. Ваш ребенок понимает, когда Вы говорите ему/ей что-то сделать? (Пример: если Вы не сделаете указательных движений, то ребенок сможет понять "положи книгу на стул" или "принеси мне одеяло"?)

Да

Нет

19. Если происходит что-то необычное, то ребенок смотрит на Ваше лицо, чтобы понять, как Вы к этому относитесь? (Пример: если он/она услышит странный или забавный звук или увидит новую игрушку, то он/она посмотрит на Ваше лицо?)

Да

Нет

20. Вашему ребенку нравится двигательная активность? (Пример: когда кружат или подбрасывают на коленях)

Да

Нет


Общее количество баллов -----