ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2023 года № 468
О внесении изменений в государственную программу
"Развитие образования Нижегородской области",
утвержденную постановлением Правительства
Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 301
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу "Развитие образования Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 301 (далее - Изменения).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Действие подпункта 3.6.4 подпункта 3.6 пункта 3 Изменений, утвержденных настоящим постановлением, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 г.
Губернатор Г.С.Никитин
Изменения,
которые вносятся в государственную программу
"Развитие образования Нижегородской области",
утвержденную постановлением Правительства
Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 301
1. В разделе 1 "Паспорт Программы":
1.1. В пункте 1 "Государственный заказчик - координатор Программы" слова "Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области" заменить словами "Министерство образования и науки Нижегородской области".
1.2. Пункт 2 "Соисполнители программы" дополнить абзацем следующего содержания:
"министерство молодежной политики Нижегородской области (управление делами Правительства Нижегородской области)".
1.3. Абзацы седьмой и восьмой пункта 3 "Подпрограммы Программы" изложить в следующей редакции:
"подпрограмма 7 "Создание семейных детских садов и учительских домов в Нижегородской области на 2015-2020 годы и на период до 2023 года";
подпрограмма 8 "Ликвидация очередности в дошкольных образовательных организациях Нижегородской области;".
1.4. Пункт 5 "Задачи Программы" дополнить пунктом 13 следующего содержания:
"13. Обновление материально-технической базы для организации учебно-исследовательской, научно-практической, творческой деятельности, занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях".
1.5. Пункты 7 "Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств областного бюджета (в разбивке по подпрограммам)" и 8 "Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов" изложить в следующей редакции:
"
7. Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств областного бюджета (в разбивке по подпрограммам) | Общий объем финансирования Программы из областного бюджета в ценах соответствующих лет составляет Общий объем финансирования Программы из областного бюджета в ценах соответствующих лет составляет 486 865 561,5 тыс. руб., в том числе по годам в тыс. руб.: 2015 год - 31 854 783,1; 2016 год - 33 509 671,0; 2017 год - 35 652 121,5; 2018 год - 37 936 057,2; 2019 год - 39 288 842,9; 2020 год - 41 769 183,8; 2021 год - 45 324 945,4; 2022 год - 49 903 079,8; 2023 год - 54 510 995,7; 2024 год - 54 082 690,2; 2025 год - 54 129 377,5; 2026-2035 годы - 8 903 813,4. Подпрограмма 1: 2015 год - 26 181 960,5; 2016 год - 27 832 935,6; 2017 год - 30 098 387,4; 2018 год - 30 903 581,8; 2019 год - 30 769 743,4; 2020 год - 33 619 753,7; 2021 год - 35 109 364,4; 2022 год - 39 608 832,3; 2023 год - 44 666 013,1; 2024 год - 44 871 926,5; 2025 год - 44 977 945,9; 2026-2035 годы - 596 443,5. Итого: 389 236 888,1. Подпрограмма 2: 2015 год - 460 308,3; 2016 год - 511 200,7; 2017 год - 507 948,0; 2018 год - 563 937,9; 2019 год - 790 222,7; 2020 год - 782 881,3; 2021 год - 939 113,2; 2022 год - 1 051 262,5; 2023 год - 1 095 848,3; 2024 год - 1 099 019,2; 2025 год - 1 090 788,8; 2026-2035 годы - 0,0. Итого: 8 892 530,9. Подпрограмма 3: 2015 год - 3 580 233,4; 2016 год - 3 789 750,7; 2017 год - 3 749 928,6; 2018 год - 4 435 717,5; 2019 год - 4 799 231,2; 2020 год - 5 055 239,1; 2021 год - 5 190 340,9; 2022 год - 5 729 793,1; 2023 год - 6 067 903,7; 2024 год - 6 062 486,6; 2025 год - 6 042 000,2; 2026-2035 годы - 0,0. Итого: 54 502 625,0. Подпрограмма 4: 2015 год - 73 329,7; 2016 год - 70 645,8; 2017 год - 70 425,2; 2018 год - 85 762,1; 2019 год - 89 083,6; 2020 год - 84 016,6; 2021 год - 62 114,3; 2022 год - 68 320,2; 2023 год - 79 600,2; 2024 год - 79 600,2; 2025 год - 79 600,2; 2026-2035 годы - 0,0. Итого: 842 498,1. Подпрограмма 5: 2015 год - 571,6; 2016 год - 503,0; 2017 год - 690,4; 2018 год - 4 503,0; 2019 год - 44 192,1; 2020 год - 15 525,5; 2021 год - 19 222,9; 2022 год - 9 222,9; 2023 год - 9 222,9; 2024 год - 9 222,9; 2025 год - 9 222,9; 2026-2035 годы - 0,0. Итого: 122 100,1. Подпрограмма 6: 2015 год - 676 656,8; 2016 год - 466 757,2; 2017 год - 705 201,2; 2018 год - 1 275 125,6; 2019 год - 832 008,5; 2020 год - 1 044 420,5; 2021 год - 1 621 315,6; 2022 год - 1 934 498,50; 2023 год - 2 090 194,20; 2024 год - 1 804 695,90; 2025 год - 1 774 080,60 2026-2035 годы - 8 307 369,9. Итого: 22 532 324,5. Подпрограмма 7: 2015 год - 27 092,0; 2016 год - 27 046,0; 2017 год - 26 948,0; 2018 год - 26 807,0; 2019 год - 26 712,0; 2020 год - 26 568,0; 2021 год - 24 544,0; 2022 год - 9 533,0; 2023 год - 100,0; 2024 год - 0,0; 2025 год - 0,0; 2026-2035 годы - 0,0. Итого: 195 350,0. Подпрограмма 8: 2015 год - 255 330,1; 2016 год - 302 293,2; 2017 год - 6 985,3; 2018 год - 179 033,5; 2019 год - 1 416 308,8; 2020 год - 611 398,5; 2021 год - 1 809 380,5; 2022 год - 1 030 409,30; 2023 год - 354 604,40; 2024 год - 19 271,80; 2025 год - 19 271,80; 2026-2035 годы - 0,0. Итого: 6 004 287,2. Подпрограмма 9: 2015 год - 518 059,9; 2016 год - 426 173,1; 2017 год - 385 238,0; 2018 год - 381 816,6; 2019 год - 405 346,2; 2020 год - 415 541,8; 2021 год - 424 707,8; 2022 год - 346 367,1; 2023 год - 5 547,2; 2024 год - 5 547,2; 2025 год - 5 547,2; 2026-2035 годы - 0,0. Итого: 3 319 892,1. Подпрограмма 10: 2016 год - 1 255,1; 2017 год - 5 801,6; 2018 год - 1 750,7; 2019 год - 33 425,5; 2020 год - 34 606,3; 2021 год - 39 505,5; 2022 год - 25 921,0; 2023 год - 36 694,0; 2024 год - 25 652,2; 2025 год - 25 652,2; 2026-2035 годы- 0,0. Итого: 230 264,1. Подпрограмма 11: 2017 год - 0,0; 2018 год - 0,0; 2019 год - 0,0; 2020 год - 0,0; 2021 год - 0,0; 2022 год - 0,0; 2023 год - 0,0; 2024 год - 0,0; 2025 год - 0,0; 2026-2035 годы - 0,0. Итого: 0,0. Подпрограмма 12: 2015 год - 81 240,8; 2016 год - 81 110,6; 2017 год - 94 567,8; 2018 год - 78 021,5; 2019 год - 82 568,9; 2020 год - 79 232,5; 2021 год - 85 336,3; 2022 год - 88 919,9; 2023 год - 105 267,7; 2024 год - 105 267,7; 2025 год - 105 267,7; 2026-2035 годы - 0,0. Итого: 986 801,4 |
8. Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов | Индикаторы достижения цели: - удельный вес численности населения в возрасте 5-18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5-18 лет в 2023 году сохранится на уровне 100%; - доступность дошкольного образования (отношение численности детей 3-7 лет, которым предоставлена возможность получать дошкольное образование, к общей численности детей в возрасте 3 - 7 лет) в 2023 году сохранится на уровне 100%; - доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, к 2024 году увеличится до 80%; - доля обучающихся, завершающих обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, прошедших аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена, увеличится до 25% к 2024 году; - отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах ОБОО с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах ОБОО с худшими результатами единого государственного экзамена уменьшится до 1,48 в 2022 году; - удельный вес численности обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования сохранится на уровне 2021 года - 83%; - доля ОБОО (ДОО), в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве ОБОО (ДОО) в 2023 году составит 24,1% (19%); - доля детей-инвалидов, получающих образовательные услуги в форме дистанционного обучения, от общего количества детей-инвалидов, имеющих потребность в получении образовательной услуги в форме дистанционного обучения, в 2023 году составит 100%; - доля детей-инвалидов в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста, стоящих на учете в государственной информационной системе доступности дошкольного образования, в 2023 году достигнет 100%; - доля субъектов Российской Федерации, в которых обновлено содержание и методы обучения предметной области "Технология" и других областей, увеличится до 1,1765% к 2024 году; - доля педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации, в том числе в центрах непрерывного повышения профессионального мастерства, составит 87,7% к 2024 году; - доля детей, охваченных дополнительными общеобразовательными программами технической и естественно-научной направленности, в общей численности детей от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, в 2022 году составил 20%; - охват организованными формами отдыха и оздоровления в 2023 году будет на уровне 70% от численности детей школьного возраста; - охват детей деятельностью региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, технопарков "Кванториум" и центров "IT-куб" к 2024 году составит 15,91%; - доля обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования, охваченных мероприятиями, направленными на раннюю профессиональную ориентацию, в том числе в рамках программы "Билет в будущее", к 2024 году составит 40%; - количество субъектов Российской Федерации, выдающих сертификаты дополнительного образования в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, составит 1 единицу в 2022 году; - доля ПОО, в которых осуществляется подготовка кадров по наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям, требующим среднего профессионального образования (ТОП-50), в общем количестве профессиональных образовательных организаций составила 100% в 2022 году; - доля студентов ПОО, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), в общей численности студентов ПОО составила 100% в 2022 году; - доля инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году), составит 114,8% в 2022 году; - доля студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости, сохранится на уровне 0% в 2023 году; - доля организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, итоговая аттестация в которых проводится в форме демонстрационного экзамена, увеличится до 100% к 2025 году; - численность граждан, охваченных деятельностью Центров опережающей профессиональной подготовки, составит 43 078 единиц в 2023 году; - доля выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, составила 80,51% в 2022 году; - доля обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, продемонстрировавших по итогам демонстрационного экзамена уровень, соответствующий национальным или международным стандартам, составила 6,9% в 2022 году; - доля обучающихся по программам среднего профессионального образования, прошедших процедуру аттестации в виде демонстрационного экзамена по всем укрупненным группам профессий и специальностей, составила 10% в 2022 году; - удельный вес числа образовательных организаций, в которых созданы коллегиальные органы управления с участием общественности (родители, работодатели), в общем числе образовательных организаций сохранится на уровне 100% в 2023 году; - удельный вес числа образовательных организаций, обеспечивающих предоставление нормативно закрепленного перечня сведений о своей деятельности на официальных сайтах, в общем числе образовательных организаций сохранится на уровне 100% в 2023 году; - доля ОО всех типов, участвующих в реализации мероприятий патриотической направленности, в общей численности ОО составит 92% в 2023 году; - доля обучающихся в ОО всех типов, принимающих участие в мероприятиях, направленных на повышение уровня знаний истории и культуры России, своего города, региона, сохранится на уровне 95% в 2023 году; - доля детей и молодежи, вовлеченных в деятельность регионального Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного объединения "Юнармия", составит 8% в 2023 году; - доля допризывной молодежи, повысившей качественный уровень своей подготовки к службе в рядах Вооруженных сил Российской Федерации через участие в областных соревнованиях военно-патриотического профиля, в общем количестве молодежи призывного возраста сохранится на уровне 93% в 2023 году; - удельный вес численности руководителей государственных (муниципальных) ДОО, ОБОО и организаций дополнительного образования, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководителей ДОО, ОБОО и организаций дополнительного образования сохранится на уровне 98% в 2023 году; - удельный вес численности учителей ООО в возрасте до 35 лет в общей численности учителей ООО сохранится на уровне 25% в 2023 году; - доля педагогических работников с высшей квалификационной категорией в общей численности аттестованных педагогических работников составит 22% в 2023 году; - доля аттестованных педагогических работников в общей численности педагогических работников, подлежащих аттестации, сохранится на уровне 95% в 2025 году; - отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников муниципальных ДОО к среднемесячной заработной плате в общем образовании Нижегородской области сохранится на уровне 100% в 2025 году; - отношение средней заработной платы педагогических работников ОБОО к средней заработной плате в Нижегородской области (к показателю среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) начиная с итогов 2015 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. № 973) сохранится на уровне 100% в 2025 году; - отношение среднемесячной заработной платы педагогов государственных и муниципальных организаций ДОД к среднемесячной заработной плате учителей Нижегородской области сохранится на уровне 100% в 2025 году; - отношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения ПОО к средней заработной плате в Нижегородской области (к показателю среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) начиная с итогов 2015 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. № 973) сохранится на уровне 100% в 2025 году; - отношение среднемесячной заработной платы преподавателей ОО ВО к среднемесячной заработной плате в Нижегородской области (к показателю среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) начиная с итогов 2015 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. № 973) сохранится на уровне 200% в 2025 году; - отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников, работающих с детьми-сиротами, к среднемесячной заработной плате в Нижегородской области (к показателю среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного до-хода от трудовой деятельности) начиная с итогов 2015 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. № 973) сохранится на уровне 100% в 2025 году; - удельный вес численности обучающихся, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций увеличится до 100% к 2026 году; - доля обучающихся, для которых созданы равные условия получения качественного образования вне зависимости от места их нахождения посредством предоставления доступа к федеральной информационно-сервисной платформе цифровой образовательной среды, к 2024 году составит 30%; - доля педагогических работников, использующих сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, увеличится до 45% к 2024 году; - доля образовательных организаций, использующих сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды при реализации программ основного общего образования, к 2024 году составит 30%; - доля общеобразовательных организаций, оснащенных в целях внедрения цифровой образовательной среды, к 2024 году составит 26,43%; - доля учителей общеобразовательных организаций, вовлеченных в национальную систему профессионального роста педагогических работников, к 2024 году составит 50,0%; - доля ОБОО со специальным наименованием "начальная школа" в сельской местности от общего количества ОБОО со специальным наименованием "начальная школа" по Нижегородской области сохранится на уровне 94% в 2022 году; - доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет (отношение численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования) достигнет 99% в 2023 году; - доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет достигнет 100,0% в 2023 году; - количество дополнительно созданных мест с целью обеспечения дошкольным образованием детей в возрасте до 3 лет, к 2024 году составит 6,278 - доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохранится на уровне 92% в 2023 году; - доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общем количестве детей от 0 до 18 лет сократится до 1,4% в 2023 году; - доля молодых людей, вовлеченных в реализацию мероприятий по направлениям государственной молодежной политики, в общей численности молодежи сохранится на уровне 80% в 2023 году; - доля молодых людей, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений, в общей численности молодежи сохранится на уровне 65% в 2023 году; - доля молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, в общей численности молодежи сохранится на уровне 35% в 2023 году; - доля молодежи, участвующей в движении студенческих трудовых отрядов, в общей численности студенческой молодежи к 2024 году достигнет 5%; - общая численность граждан Российской Федерации, вовлеченных центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений в добровольческую (волонтерскую) деятельность, достигнет 0,24 млн чел. к 2024 году; - удельный расход электрической энергии на снабжение министерства образования и науки Нижегородской области и подведомственных государственных образовательных организаций уменьшится до 19,32 кВт.ч/кв. м в 2023 году; - удельный расход тепловой энергии на снабжение министерства образования и науки Нижегородской области и подведомственных государственных образовательных организаций уменьшится до 0,1528 Гкал/кв. м в 2023 году; - удельный расход холодной воды на снабжение министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области и подведомственных государственных образовательных организаций уменьшится до 48,12 куб. м/чел. в 2023 году; - удельный расход природного газа на снабжение министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области и подведомственных государственных образовательных организаций уменьшится до 1811,6 куб. м/чел. в 2023 году; - доля государственных образовательных организаций, представивших энергетическую декларацию в ГИС "Энергоэффективность", за отчетный год от общего количества государственных образовательных организаций составит 100%; - удельный вес числа электронных инструктивно-методических ресурсов, разработанных в рамках Программы, к которым предоставлен доступ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - сеть Интернет), в общем числе электронных инструктивно-методических ресурсов, разработанных в рамках Программы, сохранится на уровне 100% в 2023 году. Показатели непосредственных результатов: - доступность дошкольного образования для детей от 2 месяцев до 7 лет достигнет 99% в 2023 году; - численность учащихся в расчете на 1 педагогического работника ОБОО составит 13,7 в 2023 году; - количество обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, сохранится на уровне 2022 году 121,0 тыс. человек; - число общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, обновивших материально-техническую базу для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного и гуманитарного профилей, в 2023 году составит 0,088 тыс. единиц; - обновлена материально-техническая база в организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам, в 2024 году будет в 36 организациях нарастающим итогом; - количество услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с привлечением некоммерческих организаций, в 2023 году достигнет 0,5424 млн единиц нарастающим итогом; - доля граждан, положительно оценивших качество услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи, от общего числа обратившихся за получением услуги к 2024 году достигнет 85%; - количество созданных и функционирующих детских технопарков "Кванториум" на базе общеобразовательных организаций к 2024 году составит 6 единиц; - в 355 общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, к 2024 году будут созданы и функционировать центры образования естественно-научной и технической направленности; - внедрение методики преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, к 2024 году составит 100%; - сформирована и функционирует единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, в количестве 1 единицы к 2024 году; - доля педагогических работников и управленческих кадров системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования субъектов Российской Федерации повысили уровень профессионального мастерства по дополнительным профессиональным программам, к 2024 году составит 58,9%; - обеспечена реализация мероприятий по осуществлению единовременных компенсационных выплат учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, для 5 педагогов в 2023 году; - в общеобразовательных организациях введены 349 ставок советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями и обеспечена их деятельность в 2022 году; - государственные и муниципальные общеобразовательные организации, в том числе структурные подразделения указанных организаций, оснащены 875 государственными символами Российской Федерации в 2022 году; - в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях проведены мероприятия по обеспечению деятельности 698 советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в 2023 году; - число региональных модельных центров дополнительного образования составит 1 единицу в 2023 году; - количество детей, отдохнувших в организациях отдыха и оздоровления детей, достигнет уровня 270 тысяч человек в 2023 году; - количество детей - участников оздоровительных смен, организуемых с привлечением СОНКО, сохранится на уровне 460 человек в 2023 году; - число региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, создаваемых и реализующих программы с учетом опыта "Образовательного фонда "Талант и успех", участниками которых стали не менее 5% обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования в Нижегородской области, составит 1 учреждение; - число участников открытых онлайн-уроков, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "Проектория", "Уроки настоящего" или иных аналогичных по возможностям, функциям и результатам проектов, направленных на раннюю профориентацию, к 2024 году составит 0,1206 млн человек; - число детей, получивших рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности) с учетом реализации проекта "Билет в будущее", к 2024 году составит 21,233 тысяч человек (нарастающим итогом); - количество новых мест, созданных в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей, к 2024 году составит 139,673 тысячи единиц; - количество оказанной поддержки организациям на реализацию пилотных проектов по обновлению содержания и технологий дополнительного образования по приоритетным направлениям, в том числе поддержаны проекты по организации летних школ, организованных российскими образовательными организациями, с участием детей и представителей молодежи из числа иностранных граждан в 2023 году составит 0,09 тысячи человек; - количество созданных центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе участвующих в создании научных и научно-образовательных центров мирового уровня или обеспечивающих деятельность центров компетенций Национальной технологической инициативы, в 2023 году составит 2 единицы; - количество созданных мобильных технопарков "Кванториум" (для детей, проживающих в сельской местности и малых городах) в 2024 году составит 3 единицы; - количество созданных центров цифрового образования детей "IT-куб" в 2024 году составит 9 единиц; - количество созданных некапитальных объектов (быстровозводимых конструкций) в 2023 году составит 6 единиц; - количество созданных современных ресурсных центров составит 35 единиц в 2023 году; - численность выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам Ворлдскиллс Россия, в 2023 году составит 1300 человек; - количество специализированных центров компетенций, аккредитованных по стандартам Ворлдскиллс (нарастающим итогом), составит 7 единиц в 2023 году; - количество многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, составит 10 единиц в 2023 году; - число поддержанных проектов по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Нижегородской области в 2023 году составит 6 единиц; - число поддержанных проектов в сфере фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований к 2023 году составит 2 единицы; - число центров опережающей профессиональной подготовки накопительным итогом к 2024 году составит 2 единицы; - число мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций, в 2023 году составит 66 накопительным итогом; - число поддержанных проектов молодых ученых в 2022 году составило 3 единицы; - государственная поддержка развития образовательно-производственных центров (кластеров), создаваемых на основе интеграции образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, и организаций, действующих в реальном секторе экономики, будет оказана 3 профессиональным образовательным организациям в 2023 году; - число уровней общего образования, на которых реализуются механизмы внешней оценки качества образования, сохранится на уровне 4 единиц в 2023 году; - количество параллелей школьных классов, принимающих участие во Всероссийских проверочных работах, в 2023 году достигнет 6 единиц; - численность населения Нижегородской области, вовлеченного в проведение культурно-патриотических мероприятий и участие в них, сохранится на уровне 420 тыс. человек в 2023 году; - количество специалистов, курирующих вопросы в сфере патриотического воспитания, прошедших курсы повышения квалификации, сохранится на уровне 200 человек в 2023 году; - численность детей в возрасте от 12 до 18 лет, охваченных программами дополнительного образования патриотической направленности (в том числе военно-прикладного характера), увеличится до 65 тыс. человек к 2024 году; - количество волонтерских организаций, осуществляющих свою деятельность на базе образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, сохранится на уровне 460 единиц в 2023 году; - разработан и реализуется комплекс мер, направленных на развитие системы гражданского и патриотического воспитания учащихся общеобразовательных организаций, для 0,469 тыс. человек в 2022 году; - внедрены рабочие программы воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, нарастающим итогом 100% в 2023 году; - обеспечено увеличение численности детей и молодежи в возрасте до 35 лет, вовлеченных в социально активную деятельность через увеличение охвата патриотическими проектами, 247 тыс. человек к 2024 году; - созданы условия для развития системы межпоколенческого взаимодействия и обеспечения преемственности поколений, поддержки общественных инициатив и проектов, направленных на гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи, 11,942 тыс. человек к 2024 году; - численность учителей в возрасте до 35 лет включительно в ОБОО сохранится на уровне 5,1 тыс. человек в 2023 году; - численность педагогических работников в образовательных организациях дополнительного образования в возрасте до 35 лет сохранится на уровне 0,80 тыс. человек в 2023 году; - численность руководящих и педагогических работников государственных (муниципальных) ДОО, ОБОО и организаций дополнительного образования, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, сохранится на уровне 44,73 тыс. человек в 2023 году; - обеспечение учащихся государственных ОО учебными пособиями сохранится на уровне 9,1 тыс. единиц; - приобретение для учащихся государственных ОО бланков документов об уровне образования составит 10,0 тыс. комплектов в 2023 году; - обновление автобусного парка для перевозки учащихся в 2023 году сохранится на уровне 1 единицы; - количество введенных объектов образования после строительства и реконструкции к 2035 году составит 2 единицы; - количество введенных объектов образования после проведения капитального ремонта к 2035 году составит 1 единицу; - количество общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, в которых будут отремонтированы спортивные залы и оснащены оборудованием открытые спортивные площадки, в 2022 году - 12 единиц; - в 51 общеобразовательной организации будет обновлена материально-техническая база для занятий детей физической культурой и спортом в 2023 году; - количество объектов, по которым разработана проектно-сметная документация, планируется в 2022 году - 1 единица; - количество образовательных организаций, в которых обновлена материально-техническая база для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды, в 2024 году достигнет 220 единиц; - количество субъектов Российской Федерации, в которых внедрена целевая модель цифровой образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и среднего профессионального образования, в 2024 году составит 1 единицу; - количество мест в образовательных организациях, созданных в рамках модернизации инфраструктуры общего образования, в 2022 году составит 4550 мест; - создано 14 767 новых мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором, к 2024 году; - создано 3 687 новых мест за счет средств субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, к 2024 году; - создано 7 325 новых мест в общеобразовательных организациях, к 2024 году; - создано 200 новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, к 2024 году; - оснащение (обновление) компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного и среднего общего образования - 37% образовательных организаций в 2022 году; - на территории Нижегородской области в 2023 году будут функционировать 92 семейных детских сада и 3 учительских дома; - количество дополнительно созданных мест в ДОО составит 520 мест в 2023 году; - создание в 2023 году 380 дополнительных мест в Нижегородской области для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных и муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми; - создание 3,679 тыс. дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях для детей в возрасте до 3 лет в 2023 году нарастающим итогом; - численность детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократится до 650 человек в 2023 году; - количество специалистов, курирующих вопросы молодежной политики, прошедших курсы повышения квалификации, составит 100 человек в 2023 году; - количество действующих студенческих трудовых разнопрофильных отрядов составит 68 единиц в 2023 году; - количество молодежи, участвующей в мероприятиях по профилактике негативных социальных явлений и экстремизма в молодежной среде, составит 30 тыс. человек в 2023 году; - численность молодежи в возрасте от 14 до 30 лет, вовлеченной в форумную кампанию, в 2024 году достигнет 13 тысяч человек накопительным итогом; - количество поддержанных проектов, реализуемых молодежью на территории Нижегородской области, в 2024 году достигнет 80 единиц; - осуществлены мероприятия с целью прохождения координаторами добровольцев (волонтеров) курсов (лекций, программ) по работе в сфере добровольчества (волонтерства) и технологиям работы с добровольцами (волонтерами) на базе центров поддержки добровольчества (волонтерства), НКО, образовательных организаций и иных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере добровольчества (волонтерства), для 0,377 тыс. человек к 2024 году; - в 2023 году будет реализована 1 практика поддержки добровольчества (волонтерства) по итогам проведения ежегодного конкурса по предоставлению субсидии субъектам Российской Федерации на реализацию практик поддержки и развития добровольчества (волонтерства) "Регион добрых дел"; - в целях популяризации добровольчества (волонтерства) проведена информационная и рекламная кампания, в том числе размещены рекламные ролики на ТВ и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для 0,1095 миллионов единиц в 2023 году; - в 2023 году будут организованы и проведены образовательные заезды для 72 молодых деятелей культуры и искусств "Таврида" в составе арт-кластера "Таврида"; - в 2023 году будет реализована 1 программа комплексного развития молодежной политики в регионах Российской Федерации "Регион для молодых"; - количество государственных образовательных организаций, представивших энергетическую декларацию в ГИС "Энергоэффективность", за отчетный год от общего количества государственных образовательных организаций составила 100% в 2022 году; - потребление электрической энергии на снабжение министерства образования и науки Нижегородской области и подведомственных государственных образовательных организаций в 2023 году составит 13800 кВт.ч (82,7 тыс. рублей); - потребление тепловой энергии на снабжение министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области и подведомственных государственных образовательных организаций составит 72 Гкал (96,48 тыс. рублей) в 2023 году; - потребление холодной воды на снабжение министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области и подведомственных государственных образовательных организаций составит 112 куб. м (1,6 тыс. рублей) к 2023 году; - потребление природного газа на снабжение министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области и подведомственных государственных образовательных организаций сократится до 313 куб. м (1,7 тыс. рублей) в 2023 году; - количество проведенных мероприятий регионального уровня по распространению результатов Программы составит 2 единицы в 2023 году; - количество мероприятий, организуемых с привлечением СОНКО, составит 23 единицы в 2023 году |
".
1.6. Дополнить пунктом 9 следующего содержания:
"
9. Справочно: объем налоговых расходов Нижегородской области в рамках реализации государственной программы (всего) | 2015-2035 годы - 0,0 |
".
2. В разделе 2 "Текст программы":
2.1. Подраздел 2.1 "Характеристика текущего состояния" изложить в следующей редакции:
"2.1. Характеристика текущего состояния
2.1.1. Общее образование
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование является одним из уровней общего образования.
В последнее время на государственном уровне дошкольному образованию уделяется значительное внимание в связи с тем, что потребность в услугах дошкольного образования не удовлетворена и очередность не снижается. Система дошкольного образования не успевает за ростом рождаемости, желанием и возможностями родителей отдать ребенка в ДОО. Сегодня проблема доступности услуг дошкольного образования одна из важнейших, ее решение возведено в ранг государственной политики.
В Нижегородской области на 1 января 2022 г. функционирует 1276 образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, в них воспитывается 163 691 человек в возрасте от 0 до 8 лет. Из них:
1153 дошкольных образовательных организации, в том числе 18 частных;
123 общеобразовательных организации, реализующие программы дошкольного образования, в том числе 3 частные.
В Нижегородской области Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" выполнен: обеспечена 100% доступность дошкольного образования для детей с 3 до 7 лет, очередность среди детей данной возрастной группы отсутствует.
Доступность дошкольного образования обеспечивается также посредством развития негосударственных форм дошкольного образования.
Правительством Нижегородской области оказывается поддержка лицензированным частным детским садам в виде субсидирования на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг дошкольного образования.
В 2021 году субсидии получали 18 частных дошкольных образовательных организаций, в которых воспитывается 1120 детей. Значительным достижением последнего года стало введение в практику новых форм взаимодействия ДОО с родителями детей в рамках семейно-консультационных пунктов. В Нижегородской области создано 306 консультационных центров для родителей, оказывающих психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь родителям (законным представителям) детей.
Как одна из вариативных форм дошкольного образования, которая отличает регион, - это реализация подпрограммы по созданию семейных детских садов. Семейных групп при ДОО на территории региона - 91, с контингентом дошкольников на 1 января 2022 г. - 762 человека.
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации вторым этапом реализации программы по ликвидации очередности в детские сады является программа по созданию дополнительных мест в организациях дошкольного образования для детей с 2 месяцев до 3-х лет.
По состоянию на 1 января 2022 г. численность детей, стоящих на учете (количество заявлений родителей) для получения места в дошкольной образовательной организации от 2 мес. до 3 лет, зарегистрированных в "электронной очереди" региона, составляет 39772 человека.
Детей с 1,5 до 3-х лет на учете - 14549 человек. Актуальная очередь (место нужно сейчас и не было предоставлено на 1 сентября) на январь 2022 года составляет 765 человек. На 1 января 2022 г. доступность услуг дошкольного образования для детей до 3-х лет в области составляет 97,06% от численности желающих определить ребенка в детский сад.
С целью создания условий для инклюзивного образования детей-инвалидов с 2011 года регион принимал участие в реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда на 2011-2020 годы", утвержденной постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 (далее - государственная программа Российской Федерации "Доступная среда на 2011-2020 годы"), в части проведения мероприятий по формированию в Нижегородской области сети общеобразовательных организаций.
В 2021 году значения показателей государственной программы Российской Федерации "Доступная среда на 2011-2020 годы" были следующие:
- доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов такого возраста - 100%;
- доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций - 18,9%.
На территории Нижегородской области на 1 января 2022 г. насчитывается 881 общеобразовательная организация: из них 54 - государственные, 20 - частные. Всего в общеобразовательных организациях обучается 345 557 человек, воспитанников - 3352.
2.1.2. Воспитание и дополнительное образование детей
Система дополнительного образования региона по отрасли "Образование" представлена 162 государственными и муниципальными организациями дополнительного образования, 31 частной организацией дополнительного образования, в которых обучается более 147 тысяч детей в возрасте от 5 до 18 лет включительно.
Общий охват детей в возрасте от 5 до 18 лет включительно в 2021 году услугами дополнительного образования составил 86,4% от общего количества детей данного возраста, проживающих в регионе.
Ежегодно в областных мероприятиях по воспитанию и дополнительному образованию детей принимают участие более 350 тысяч детей.
С 2019 года в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образования" в Нижегородской области внедряется Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (далее - Целевая модель). В рамках Целевой модели созданы региональный модельный центр дополнительного образования детей, 52 муниципальных опорных центра дополнительного образования детей, запущена информационная платформа "Навигатор дополнительного образования детей Нижегородской области", внедряется система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.
В целях развития региональной системы дополнительного образования в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образования" в регионе продолжается создание новых мест дополнительного образования детей. К 2024 году будет создано 139 673 новых мест дополнительного образования. Оборудование закупается за счет средств федерального и регионального бюджетов, ремонт помещений произведен за счет муниципальных и спонсорских средств.
2.1.3. Организация отдыха и оздоровления детей
Организация отдыха и оздоровления детей является значимым направлением социальной политики Правительства Нижегородской области.
В целях обеспечения отдыха и оздоровления детей и молодежи Нижегородской области была организована работа 1110 оздоровительных организаций, в том числе 53 загородных лагерей, 7 санаторно-оздоровительных лагерей круглогодичного действия, 1 санатория, 876 лагерей с дневным пребыванием детей, 152 лагерей труда и отдыха, 19 лагерей с круглосуточным пребыванием детей, 2 лагерей палаточного типа. Все лагеря получили санитарно-эпидемиологическое заключение на оказание услуг по отдыху и оздоровлению, все объекты были приняты межведомственными комиссиями, во всех организациях была обеспечена комплексная безопасность детского отдыха.
Охват детей организованными формами отдыха и оздоровления составил 176 376 человек с учетом разрешенной наполняемости лагерей не более 75% от вместимости в одну смену.
Особое внимание было обращено на обеспечение отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В целом в ходе проведения оздоровительной кампании 28633 ребенка указанных категорий отдохнули в оздоровительных организациях различных типов.
Консолидированный бюджет на организацию отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в 2021 году составил 1,3 миллиарда рублей, в 2020 году составил 0,86 миллиарда рублей, в 2019 году - 1,6 миллиарда рублей.
Областной бюджет расходуется на предоставление бесплатных путевок в организации отдыха детей и их оздоровления, предоставление компенсации части стоимости путевки, оплату проезда и питания детей и сопровождающих при направлении делегаций Нижегородской области во Всероссийские лагеря и международный детский центр "Артек", организацию отдыха и оздоровления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в государственных детских домах и организацию отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в системе социальной защиты населения, проведение обучающих мероприятий для специалистов органов, осуществляющих управление в сфере образования, директоров организаций отдыха детей и их оздоровления.
В организациях отдыха и оздоровления работают около 13 тысяч педагогический работников, 80% педагогических работников имеют высшее образование, 64% имеют опыт работы в оздоровительных организациях более 5 сезонов. Первый год работали около 7% педагогических работников.
Подготовка вожатых осуществляется на базе:
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Нижегородский Государственный педагогический университет им. Козьмы Минина";
Государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Городецкий Губернский колледж" - Региональный центр по подготовке кадров для организаций отдыха детей и их оздоровления;
Арзамасского филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им Н.И. Лобачевского".
Подготовка вожатых проходит по программе образовательного модуля "Основы вожатской деятельности".
В области работает 30 студенческих педагогических отрядов, в составе которых более 1000 человек работали в лагерях Нижегородской области и за ее пределами.
2.1.4. Система профессионального и высшего образования
Нижегородской области
Система среднего профессионального образования региона представлена 75 профессиональными образовательными организациями, численность обучающихся в которых на начало 2021-2022 учебного года составляла 65 331 человек по программам среднего профессионального образования, а также 752 человек по программам профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья (различными формами умственной отсталости), не имеющих основного общего или среднего общего образования.
В 2021 году выпуск по программам СПО в регионе составил 15 897 человек, из них 61,5% трудоустроены на предприятиях и в организациях региона. Остальные ребята продолжили свое обучение в ВУЗах по программам высшего образования, были призваны в Вооруженные силы Российской Федерации, находятся в отпуске по уходу за ребенком.
В Нижегородской области сложился механизм утверждения контрольных цифр приема Нижегородской области. Однако, в целом продолжает оставаться проблема несбалансированности потребностей рынка труда и воспроизводимого системой профессионального образования кадрового резерва. Это связано с отсутствием на ведущих предприятиях региона среднесрочного и долгосрочного кадрового прогнозирования. В соответствии с этим управление кадровым ресурсом Нижегородской области требует осмысления и разработки иного механизма управления с учетом введения межведомственного системного мониторинга рынка труда, спроса и предложений рабочей силы по профилю, уровню квалификации, в том числе в отраслевом разрезе профессий и специальностей.
За последние годы в Нижегородской области наблюдается динамичное развитие экономики, в частности, за счет роста инвестиций, в том числе с привлечением иностранного капитала. Значительно возрос интерес отечественных и зарубежных инвесторов, как следствие, создаются новые предприятия с высокотехнологичным и наукоемким производством и, соответственно, рабочие места. В связи с тем, что Нижегородская область является одним из научно-промышленных центров России, имея на своей территории крупнейшие промышленные предприятия, для реализации инновационных проектов, ориентированных на технологическое перевооружение и модернизацию, требуется комплексное решение проблем кадрового обеспечения.
Учитывая, что система профессионального образования ориентирована на кадровое восполнение потребностей инновационной экономики, в регионе проводится работа по созданию многопрофильных и отраслевых ПОО, в том числе ориентированных на реализацию инвестиционных проектов за счет внедрения сетевых механизмов взаимодействия между ПОО, ОО ВО, ДПО и региональными и отраслевыми объединениями работодателей и предпринимателей, отраслевыми объединениями работодателей и предпринимателей, отраслевыми центрами оценки квалификаций, а также межрегиональными центрами компетенций, федеральными учебно-методическими объединениями.
Благодаря совместным усилиям государства, бизнеса и общественных организаций в Нижегородской области продолжена практика по созданию инновационных ресурсных центров, оснащенных высокотехнологичным учебно-производственным и учебно-лабораторным оборудованием. В настоящее время в регионе функционирует 33 ресурсных центра на базах 26 профессиональных образовательных организаций, 1 организации высшего образования, 1 предприятия. Работа по созданию ресурсных центров была организована в регионе поэтапно, начиная с 2007 года.
С 2019 года в регионе реализуется федеральный проект "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование", в рамках которого были созданы 66 современных мастерских.
Созданные мастерские помогут преодолеть разрыв между получаемым образованием и требованиями, предъявляемыми современными работодателями, станут Центрами развития компетенций в приоритетных для региона областях. На их базах планируется подготовка и повышение квалификации специалистов под запросы предприятий и организаций в соответствии с передовыми технологиями и международными стандартами, в том числе по стандартам WorldSkills, развитие электронного и дистанционного обучения, сетевого взаимодействия.
С целью повышения имиджа рабочих профессий в Нижегородской области проводится комплекс мероприятий, включая областные олимпиады профессионального мастерства среди обучающихся, областные конкурсы "Мастер года", "Лидер профессионального образования". Определение выбора будущей профессии во многом зависит от качества проводимой профессиональной ориентации учащихся.
Обновление программ профессиональной ориентации молодежи должно основываться на многоуровневой концепции: регионального, территориально-отраслевого и учрежденческого уровней и предполагает вариативность и дифференциацию с учетом создания в Нижегородской области доступной, гибкой и открытой системы сетевой организации профессионального образования путем внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, передовых научных и производственных технологий. Активизируется деятельность по информационно-пропагандистским кампаниям, которые включают в себя размещение в электронных сетях доступной и понятной информации о перспективных потребностях экономики в трудовых ресурсах, о профессиональных образовательных программах, программах профессиональной подготовки (профессионального обучения), переподготовки и повышения квалификации; об условиях приема и обучения в ПОО, о возможностях трудоустройства выпускников и их карьерного роста. Важным направлением для формирования положительного имиджа рабочих профессий и специалистов среднего звена в Нижегородской области является совершенствование системы отбора и поддержки талантливой молодежи, стимулирование выбора ими профессий и специальностей определенной отрасли экономики.