Правительства Нижегородской области в 2020-2022 годах
Бюджетная и налоговая политика Правительства Нижегородской области в 2020-2021 годах была направлена на решение задач бюджетной консолидации в целях обеспечения устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Нижегородской области.
Реализации основных направлений бюджетной политики способствовало исполнение Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Нижегородской области на 2018-2024 годы, утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от 30 марта 2017 г. № 386-р.
Динамика основных показателей консолидированного
бюджета Нижегородской области за 2020-2021 годы
млрд рублей
2020 год | темп роста,% | 2021 год | темп роста,% | |
Доходы | 250,4 | 116,7 | 288,2 | 115,1 |
в том числе налоговые и неналоговые доходы | 182,6 | 100,3 | 221,7 | 121,4 |
Безвозмездные поступления | 67,8 | 100,3 | 66,5 | 98,0 |
Расходы | 261,6 | 121,5 | 283,7 | 108,4 |
Дефицит / Профицит | -11,2 | 4,5 |
Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2021 году получены в объеме 288,2 млрд рублей и увеличились за 2020-2021 годы на 73,7 млрд рублей или на 34%.
Расходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2021 году исполнены в объеме 283,7 млрд рублей и увеличились за 2020-2021 годы на 68,5 млрд рублей или на 31,8%.
Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета Нижегородской области занимают расходы на отрасли социальной сферы - ежегодно более 65% в общем объеме расходов.
Правительством Нижегородской области обеспечено своевременное и в полном объеме исполнение всех принятых расходных обязательств, в том числе по сохранению параметров по уровню заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., по предоставлению мер социальной поддержки населению, обеспечено финансирование мероприятий, посвященных празднованию 800-летия города Нижнего Новгорода.
Осуществлена поддержка реального сектора экономики посредством субсидирования затрат промышленных предприятий на модернизацию и расширение производства, субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков организаций сельского хозяйства и других отраслей, а также посредством предоставления налоговых льгот и государственных гарантий Нижегородской области.
В 2021 году Нижегородская область участвовала в реализации 12 национальных проектов, на финансирование которых было направлено 31,2 млрд рублей федеральных и областных средств (97% от запланированной суммы).
Обеспечено выполнение условий соглашений с Минфином России о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Нижегородской области, в том числе по осуществлению мер, направленных на увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Нижегородской области (оценка эффективности налоговых льгот, устранение неэффективных льгот, обеспечение достижения показателей экономического развития) и на оптимизацию бюджетных расходов.
Проводилась эффективная долговая политика, в том числе посредством привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий, краткосрочных кредитов из Управления Федерального казначейства по Нижегородской области, а также бюджетных кредитов из федерального бюджета.
По итогам 2021 года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Нижегородской области получены в объеме 221,7 млрд рублей, по сравнению с 2020 годом увеличились на 39,1 млрд рублей или на 21,4%. По итогам 2021 года профицит областного бюджета составил 3,8 млрд рублей.
Объем государственного долга на конец года составил 104,6 млрд рублей, в том числе без учета бюджетных кредитов, предоставленных в 2021 году муниципалитетам на замещение рыночных заимствований, объем долга составил 98,6 млрд рублей. Долговая нагрузка находится в рамках обязательств, установленных Соглашениями с Минфином России о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета.
В целях повышения качества бюджетного планирования, повышения результативности и эффективности использования средств в 2020-2021 годах проводилась работа по следующим направлениям:
- формирование и исполнение областного бюджета в программном формате на основе государственных программ Нижегородской области;
- формирование и исполнение областного бюджета с использованием единой комплексной системы управления бюджетным процессом "Государственная информационная система управления общественными финансами министерства финансов Нижегородской области";
- проведение оценки эффективности налоговых расходов Нижегородской области и муниципальных образований Нижегородской области;
- проведение оценки эффективности государственных программ Нижегородской области, предусматривающей комплексный подход к оценке программ с учетом качества их формирования и эффективности реализации;
- ежегодное формирование государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Нижегородской области;
- сохранение безопасного уровня долговой нагрузки и безусловное выполнение принятых долговых обязательств Нижегородской области;
- применение системы поощрения главных администраторов средств областного бюджета, показавших наилучшие результаты по итогам проводимого мониторинга качества финансового менеджмента, а также поощрения муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Нижегородской области, достигающих наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов;
- осуществление финансирования расходов с применением механизма утверждения предельных объемов финансирования на каждый квартал с целью недопущения образования просроченной кредиторской задолженности;
- обеспечение открытости и прозрачности информации о бюджетном процессе, об исполнении областного бюджета, о бюджетных и социально-экономических показателях Нижегородской области посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";