Действующий

Об утверждении Основных направлений бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (с изменениями на 3 июля 2023 года)

     1. Основные итоги реализации бюджетной и налоговой политики

     Правительства Нижегородской области в 2020-2022 годах


Бюджетная и налоговая политика Правительства Нижегородской области в 2020-2021 годах была направлена на решение задач бюджетной консолидации в целях обеспечения устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Нижегородской области.

Реализации основных направлений бюджетной политики способствовало исполнение Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Нижегородской области на 2018-2024 годы, утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от 30 марта 2017 г. № 386-р.

     
     Динамика основных показателей консолидированного
     бюджета Нижегородской области за 2020-2021 годы

млрд рублей

2020 год

темп роста,%

2021 год

темп роста,%

Доходы

250,4

116,7

288,2

115,1

в том числе налоговые и неналоговые доходы

182,6

100,3

221,7

121,4

Безвозмездные поступления

67,8

100,3

66,5

98,0

Расходы

261,6

121,5

283,7

108,4

Дефицит / Профицит

-11,2

4,5


Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2021 году получены в объеме 288,2 млрд рублей и увеличились за 2020-2021 годы на 73,7 млрд рублей или на 34%.

Расходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2021 году исполнены в объеме 283,7 млрд рублей и увеличились за 2020-2021 годы на 68,5 млрд рублей или на 31,8%.

Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета Нижегородской области занимают расходы на отрасли социальной сферы - ежегодно более 65% в общем объеме расходов.

Правительством Нижегородской области обеспечено своевременное и в полном объеме исполнение всех принятых расходных обязательств, в том числе по сохранению параметров по уровню заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., по предоставлению мер социальной поддержки населению, обеспечено финансирование мероприятий, посвященных празднованию 800-летия города Нижнего Новгорода.

Осуществлена поддержка реального сектора экономики посредством субсидирования затрат промышленных предприятий на модернизацию и расширение производства, субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков организаций сельского хозяйства и других отраслей, а также посредством предоставления налоговых льгот и государственных гарантий Нижегородской области.

В 2021 году Нижегородская область участвовала в реализации 12 национальных проектов, на финансирование которых было направлено 31,2 млрд рублей федеральных и областных средств (97% от запланированной суммы).

Обеспечено выполнение условий соглашений с Минфином России о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Нижегородской области, в том числе по осуществлению мер, направленных на увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Нижегородской области (оценка эффективности налоговых льгот, устранение неэффективных льгот, обеспечение достижения показателей экономического развития) и на оптимизацию бюджетных расходов.

Проводилась эффективная долговая политика, в том числе посредством привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий, краткосрочных кредитов из Управления Федерального казначейства по Нижегородской области, а также бюджетных кредитов из федерального бюджета.

По итогам 2021 года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Нижегородской области получены в объеме 221,7 млрд рублей, по сравнению с 2020 годом увеличились на 39,1 млрд рублей или на 21,4%. По итогам 2021 года профицит областного бюджета составил 3,8 млрд рублей.

Объем государственного долга на конец года составил 104,6 млрд рублей, в том числе без учета бюджетных кредитов, предоставленных в 2021 году муниципалитетам на замещение рыночных заимствований, объем долга составил 98,6 млрд рублей. Долговая нагрузка находится в рамках обязательств, установленных Соглашениями с Минфином России о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета.

В целях повышения качества бюджетного планирования, повышения результативности и эффективности использования средств в 2020-2021 годах проводилась работа по следующим направлениям:

- формирование и исполнение областного бюджета в программном формате на основе государственных программ Нижегородской области;

- формирование и исполнение областного бюджета с использованием единой комплексной системы управления бюджетным процессом "Государственная информационная система управления общественными финансами министерства финансов Нижегородской области";

- проведение оценки эффективности налоговых расходов Нижегородской области и муниципальных образований Нижегородской области;

- проведение оценки эффективности государственных программ Нижегородской области, предусматривающей комплексный подход к оценке программ с учетом качества их формирования и эффективности реализации;

- ежегодное формирование государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Нижегородской области;

- сохранение безопасного уровня долговой нагрузки и безусловное выполнение принятых долговых обязательств Нижегородской области;

- применение системы поощрения главных администраторов средств областного бюджета, показавших наилучшие результаты по итогам проводимого мониторинга качества финансового менеджмента, а также поощрения муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Нижегородской области, достигающих наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов;

- осуществление финансирования расходов с применением механизма утверждения предельных объемов финансирования на каждый квартал с целью недопущения образования просроченной кредиторской задолженности;

- обеспечение открытости и прозрачности информации о бюджетном процессе, об исполнении областного бюджета, о бюджетных и социально-экономических показателях Нижегородской области посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";