Бюджетная и налоговая политика Правительства Нижегородской области в 2018-2020 годах была направлена на решение задач бюджетной консолидации в целях обеспечения устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Нижегородской области.
Реализации основных направлений бюджетной политики способствовало исполнение Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Нижегородской области на 2018-2024 годы, утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от 30 марта 2017 г. № 386-р.
Динамика основных показателей консолидированного
бюджета Нижегородской области за 2018-2020 годы
млрд. рублей
2018 год | темп роста,% | 2019 год | темп роста,% | 2020 год | темп роста,% | |
Доходы | 195,4 | 111,6 | 214,5 | 109,7 | 250,4 | 116,7 |
в том числе налоговые и неналоговые доходы | 169,3 | 111,5 | 182,1 | 107,6 | 182,6 | 100,3 |
Безвозмездные поступления | 26,1 | 112,2 | 32,4 | 123,7 | 67,8 | 209,5 |
Расходы | 186,2 | 104,1 | 215,2 | 115,6 | 261,6 | 121,5 |
Дефицит / Профицит | 9,2 | -0,7 | -11,2 |
Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2020 году получены в объеме 250,4 млрд. рублей и увеличились за 2019-2020 годы на 55 млрд. рублей или на 28,1%.
Расходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2020 году исполнены в объеме 261,6 млрд. рублей и увеличились за 2019-2020 годы на 75,4 млрд. рублей или на 40,5%.
Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета Нижегородской области занимают расходы на отрасли социальной сферы - ежегодно более 65% в общем объеме расходов.
Правительством Нижегородской области обеспечено своевременное и в полном объеме исполнение всех принятых расходных обязательств, в том числе обеспечено сохранение целевых показателей по заработной плате работников бюджетной сферы, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.
Начиная с 2019 года реализуются мероприятия в рамках 12 национальных проектов, на которые за два года было направлено 54,6 млрд. рублей федеральных и областных средств.
Кроме того, с привлечением средств федерального бюджета реализованы мероприятия по развитию образования, здравоохранения, сельского хозяйства, малого предпринимательства, реализованы программы обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Осуществлена поддержка реального сектора экономики, посредством субсидирования затрат промышленных предприятий на модернизацию и расширение производства, субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков организаций сельского хозяйства и других отраслей, а также посредством предоставления налоговых льгот и государственных гарантий Нижегородской области.
Проводилась эффективная долговая политика, в том числе посредством привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий, краткосрочных кредитов из Управления Федерального казначейства по Нижегородской области, а также бюджетных кредитов из федерального бюджета.
Улучшение ситуации с поступлением доходных источников в 2018-2019 годах, получение дополнительных доходов в бюджет Нижегородской области, формирование бюджета с профицитом позволили существенно снизить долговую нагрузку - на 12,4 процентных пункта (с 63,5% до 51,1%).
Исполнение областного и консолидированного бюджета Нижегородской области в 2020 году осуществляется в условиях ухудшения экономической ситуации, связанной с введением ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Меры, направленные на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), привели к снижению налоговых и неналоговых доходов бюджета Нижегородской области.
По итогам 2020 года налоговые и неналоговые доходы в консолидированный бюджет Нижегородской области поступили на уровне исполнения за 2019 год в объеме 182,6 млрд. рублей. Основные потери по налоговым и неналоговым доходам сложились по областному бюджету - снижение к первоначальному прогнозу на 8,4 млрд. рублей, к уровню 2019 года на 2,4 млрд. рублей.
В этих условиях значительной оказалась поддержка областного бюджета со стороны Российской Федерации, в том числе на компенсацию потерь по налоговым и неналоговым доходам и на реализацию мероприятий по устранению последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
На улучшение ситуации с исполнением областного бюджета к концу 2020 года, в наибольшей степени повлияли меры федеральной и региональной поддержки наиболее пострадавшим отраслям, в том числе в рамках Указа Губернатора Нижегородской области от 7 апреля 2020 г. № 53 "О мерах поддержки организаций и лиц, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Необходимость исполнения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., социальных обязательств перед населением Нижегородской области, включая обязательства, установленные Посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также увеличение расходов в целях поддержки экономики и профилактики распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), привели к исполнению областного бюджета с дефицитом и увеличению объема государственного долга.
По итогам 2020 года дефицит областного бюджета составил 12,6 млрд. рублей, долговая нагрузка по сравнению с началом года увеличилась с 51,1% до 59,5%, но при этом находится на экономически безопасном уровне и в пределах ограничений, установленных условиями Соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации.
В целях повышения качества бюджетного планирования, повышения результативности и эффективности использования средств в 2018-2020 годах проводилась работа по следующим направлениям:
- формирование и исполнение областного бюджета в программном формате на основе государственных программ Нижегородской области;
- формирование и исполнение областного бюджета с использованием единой комплексной системы управления бюджетным процессом "Государственная информационная система управления общественными финансами министерства финансов Нижегородской области";
- проведение оценки эффективности налоговых расходов Нижегородской области и муниципальных образований Нижегородской области;
- проведение оценки эффективности государственных программ Нижегородской области, предусматривающей комплексный подход к оценке программ с учетом качества их формирования и эффективности реализации;