Изменения,
которые вносятся в государственную программу
"Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области",
утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области
от 28 апреля 2014 г. № 287
1. Позиции "Этапы и сроки реализации программы", "Объемы бюджетных ассигнований программы за счет средств областного бюджета (в разбивке по подпрограммам)" и "Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов" раздела 1 "Паспорт государственной программы" изложить в следующей редакции:
"
Этапы и сроки реализации программы | 2014-2020 годы - 1 этап реализации. 2021-2023 годы - 2 этап реализации | |||||||||||
Объемы бюджетных ассигнований программы за счет средств областного бюджета (в разбивке по подпрограммам) | Всего за период реализации программы, тыс. руб., в том числе | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | |
3 972 377,42 | 87 500,00 | 115 785,80 | 19 480,10 | 218 542,60 | 316 004,40 | 512 144,26 | 332 351,81 | 864 508,70 | 742 997,05 | 763 062,70 | ||
Подпрограмма 1 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" | ||||||||||||
17 086,40 | 0 | 2 186,00 | 1 685,20 | 800,00 | 1 660,90 | 2 417,20 | 2 269,00 | 2 022,70 | 2 022,70 | 2 022,70 | ||
Подпрограмма 2 "Развитие и модернизация электроэнергетики" | ||||||||||||
8 000,00 | 0 | 2 000,00 | 0 | 0 | 0 | 4 000,00 | 2 000,00 | 0 | 0 | 0 | ||
Подпрограмма 3 "Энергетическая безопасность в сфере использования топливных ресурсов" | ||||||||||||
5 585,50 | 0 | 564,00 | 496,30 | 496,30 | 496,30 | 496,30 | 496,30 | 864,1 | 845,3 | 830,6 | ||
Подпрограмма 4 "Расширение и реконструкция систем газоснабжения Нижегородской области" | ||||||||||||
1 850 860,32 | 0 | 95 812,90 | 17 298,60 | 74 946,30 | 156 255,60 | 352 459,76 | 145 908,61 | 213 781,30 | 385 642,45 | 408 754,80 | ||
Подпрограмма 5 "Развитие рынка газомоторного топлива" | ||||||||||||
2 090 845,200 | 87 500,00 | 15 222,90 | 0 | 142 300,00* | 157 591,60 | 152 771,00 | 181 677,90 | 647 840,60 | 354 486,60 | 351 454,60 | ||
Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов | Наименование индикатора | Ед. измерения | 2023 год | |||||||||
Снижение энергоемкости валового регионального продукта (далее - ВРП) | кг у.т./ тыс. руб. | 22,8 | ||||||||||
Среднемесячная заработная плата одного работающего (по виду экономической деятельности: Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха) | руб. | 49 137,35 | ||||||||||
Экономия топлива на тыс. рублей субсидии на компенсацию процентной ставки | кг у.т./ тыс. руб. | 130 | ||||||||||
Доля государственных, муниципальных учреждений, представивших энергетическую декларацию за отчетный год от общего количества указанных учреждений | % | 100 | ||||||||||
Износ энергетических мощностей | % | 58 | ||||||||||
Коэффициент обновления основных фондов по виду экономической деятельности: производство электроэнергии | % | 2 (на 2019 год) | ||||||||||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по виду экономической деятельности: производство, передача и распределение электроэнергии) | млрд руб. | 72,8 | ||||||||||
Индекс производства (по виду экономической деятельности: производство, передача и распределение электроэнергии) к предыдущему году | % | 100,0 | ||||||||||
Коэффициент обновления основных фондов по виду экономической деятельности: производство, передача, распределение электроэнергии | % | 3 | ||||||||||
Удельный вес топлива, соответствующего техническим регламентам, стандартам, обязательным нормам и правилам, поступающего для нужд предприятий ЖКХ и бюджетной сферы Нижегородской области | % | 99 | ||||||||||
Доля резервных топливных хозяйств, находящихся в неудовлетворительном состоянии | % | 14 | ||||||||||
Уровень обеспечения топливом потребителей Нижегородской области | % | 100 | ||||||||||
Уровень потенциальной газификации населения природным газом Нижегородской области | % | 87,19 | ||||||||||
Погашение ставки рефинансирования по целевому кредиту на газификацию жилых домов | % | 100 | ||||||||||
Экономия затрат на моторное топливо при использовании КПГ на предприятиях и в организациях пассажирского автотранспорта и ЖКХ за счет снижения потребления жидкого моторного топлива в 2022 году по отношению к 2013 году | тыс. руб. | 2 231 291,96 | ||||||||||
Снижение выбросов загрязняющих веществ автотранспортом в 2023 году по отношению к 2013 году | тонн | 1 209,34 | ||||||||||
Количество инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, по которым ежегодно предоставляется субсидия, не менее | ед. | 5 | ||||||||||
Количество Всероссийских конкурсов, фестивалей на тему энергосбережения, проведенных на территории Нижегородской области за период 2015-2023 годов | ед. | 13 | ||||||||||
Объем инвестиций в развитие электросетевой инфраструктуры с 2017 по 2023 годы, в том числе: | млн руб. | 266,9 | ||||||||||
Областной бюджет | млн руб. | 0 | ||||||||||
Местный бюджет | млн руб. | 0 | ||||||||||
Федеральный бюджет | млн руб. | 0 | ||||||||||
Юридические лица, ИП | млн руб. | 266,9 | ||||||||||
Разработка схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Нижегородской области | шт. | 1 | ||||||||||
Количество проведенных выездных проверок качества топлива | шт. | 35 | ||||||||||
Число обследованных резервных топливных хозяйств (РТХ) предприятий и организаций, включенных в график перевода потребителей природного газа на резервные виды топлива при похолоданиях и авариях на магистральных газопроводах | шт. | 35 | ||||||||||
Число вновь построенных АЗС на территории Нижегородской области (нарастающим итогом) | шт. | 7 | ||||||||||
Количество газифицированных квартир природным газом | шт. | 1 323 350 | ||||||||||
Количество газифицированных жилых домов с возмещением процентной ставки рефинансирования | шт. | 1 686 | ||||||||||
Количество пассажирских автотранспортных средств, использующих компримированный природный газ в качестве моторного топлива | ед. | 765 | ||||||||||
Количество техники жилищно-коммунального хозяйства, использующей компримированный природный газ в качестве моторного топлива | ед. | 15 | ||||||||||
Количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций | ед. | 33 | ||||||||||
Количество модулей компримированного природного газа на АЗС, АГЗС, МАЗС | ед. | 3 | ||||||||||
Объем реализации компримированного природного газа | тыс. куб. м | 66 000 | ||||||||||
Количество созданных рабочих мест | ед. | 142 | ||||||||||
Объем инвестиций на приобретение* и переоборудование транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива, в том числе: | млн руб. | 4 145,46 | ||||||||||
Областной бюджет | млн руб. | 1 826,05 | ||||||||||
Местный бюджет | млн руб. | 1 663,51 | ||||||||||
Федеральный бюджет | млн руб. | 654,29 | ||||||||||
Юридические лица, ИП | млн руб. | 1,61 | ||||||||||
Объем инвестиций в развитие газозаправочной инфраструктуры, в том числе: | млн руб. | 2 971,13 | ||||||||||
Областной бюджет | млн руб. | 264,80 | ||||||||||
Местный бюджет | млн руб. | - | ||||||||||
Федеральный бюджет | млн руб. | 875,20 | ||||||||||
Юридические лица, ИП | млн руб. | 1 831,13 |
".
2. В разделе 2 "Текстовая часть государственной программы":
2.1. Позиции "Подпрограмма 3 "Энергетическая безопасность в сфере использования топливных ресурсов", "Подпрограмма 4 "Расширение и реконструкция систем газоснабжения Нижегородской области", "Подпрограмма 5 "Развитие рынка газомоторного топлива" подраздела 2.1 "Характеристика текущего состояния" изложить в следующей редакции:
"Подпрограмма 3 "Энергетическая безопасность в сфере использования топливных ресурсов"
Подпрограмма 3 "Энергетическая безопасность в сфере использования топливных ресурсов" включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение энергетической безопасности региона и повышающих надежность теплоснабжения, эффективность использования топливных ресурсов, предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций в сфере топливоснабжения.
Энергетическая безопасность - состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства и экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению.
Теплоэнергетический комплекс Нижегородской области включает в себя около 8,5 тысяч отопительных и отопительно-производственных котельных суммарной тепловой мощностью 18,0 тысяч Гкал/ч. Услуги централизованного теплоснабжения населению и потребителям социально-бытового сектора оказывают более 2 тысяч котельных всех форм собственности установленной мощностью 16,6 тыс. Гкал/ч.
Объем производства тепловой энергии в Нижегородской области за 2019 год составил 31 863,6 тыс. Гкал, в том числе за счет выработки:
- тепловыми электростанциями - 12 175,3 тыс. Гкал;
- котельными - 15 932,6 тыс. Гкал;
- промышленными теплоутилизационными установками - 3 755,7 тыс. Гкал.
В общем балансе производства тепловой энергии объем тепловой энергии, отпущенной котельными, составил 50%, объем тепловой энергии, отпущенной тепловыми электростанциями, - 38,2%, за счет промышленных теплоутилизационных установок производится 11,8% от общего объема тепловой энергии.
Важнейшим показателем качества энергетического топлива, характеризующего теплоценность углей, является низшая теплота сгорания топлива (низшая теплота сгорания при постоянном давлении) - количество теплоты, выделяемое при сгорании 1 кг каменного угля при постоянном давлении 0,1 МПа (1 атм.) и таких условиях, в которых вся вода, находящаяся в продукте, сохраняется в форме пара. С увеличением этого показателя уменьшается удельный расход топлива, необходимый для выработки 1 Гкал тепловой энергии. И, наоборот, при снижении низшей теплоты сгорания удельный расход топлива возрастает.
На экономическую эффективность работы котельных оказывает влияние содержание в каменном угле массовых долей общей влаги (влажность) и серы.
С увеличением влажности топлива возрастает объем водяных паров и, соответственно, объем уходящих газов. Увеличенный объем продуктов сгорания вызывает увеличение температуры уходящих газов, и, следовательно, возрастают потери тепла с ними. Зимой высоковлажное топливо смерзается, что усложняет его эксплуатацию.
С увеличением показателя "зольность" увеличивается не только объем поставляемого на котельную топлива, затраты на его доставку до котельной и, следовательно, в целом возрастают бюджетные расходы на топливо, но и возрастает нагрузка на кочегаров котельных по закладке дополнительных объемов каменного угля и выгрузке золошлаковых отходов. Кроме того, возрастает расход тепловой энергии на собственные нужды котельной в связи с увеличением количества остаточной тепловой энергии в золошлаковых отходах.
Содержание серы снижает теплоту сгорания каменного угля. Высокое содержание серы приводит к сильному загрязнению продуктов сгорания топлива сернистым ангидридом, который при наличии избыточного воздуха окисляется, и в соединении с водяными парами образуется серная кислота, вызывающая коррозию поверхностей нагрева котельного агрегата.
Размер кусков топлива оказывает большое влияние на процесс горения; чем крупнее куски, тем легче и с меньшим сопротивлением воздух проходит через слой. Мелкое топливо создает большое сопротивление проходу воздуха через слой, кроме того, частицы такого топлива легко поднимаются из слоя воздушно-газовыми струями, увеличивая потерю от механической неполноты сгорания. К тому же мелкие фракции пролетают через колосниковую решетку, а значит, не участвуют в процессе горения, что также в конечном результате ведет к увеличению расхода топлива.
В соответствии с Положением о реализации мер по предупреждению на территории Нижегородской области чрезвычайных ситуаций, возникающих при функционировании систем жизнеобеспечения населения, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 5 марта 2010 г. № 115, осуществляется оценка качества, потребительских свойств и безопасности твердого (жидкого) вида топлива на очередной отопительный период.
Специализированная организация осуществляет проведение лабораторных исследований жидкого и твердого топлива путем отбора проб топлива и проведения последующих исследований и испытаний в лабораторных условиях.
Количество лабораторных исследований и испытаний по проведению оценки качества жидкого и твердого топлива в 2019 и 2020 годах составило 16 и 19 проверок соответственно. Увеличение количества проверок позволит усилить контроль за качеством топлива, которое поступает для теплоснабжения социально значимых объектов Нижегородской области.
Серьезной проблемой является продажа низкокачественного топлива на АЗС.