Изменения,
которые вносятся в постановление
правительства Нижегородской области
от 28 апреля 2014 г. № 287 "Об утверждении
государственной программы "Энергоэффективность
и развитие энергетики Нижегородской области"
1. Пункт 3 постановления изложить в следующей редакции:
"3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Морозова С.Э.".
2. В государственной программе "Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области", утвержденной постановлением:
2.1. Позиции "Этапы и сроки реализации программы", "Объемы бюджетных ассигнований программы за счет средств областного бюджета (в разбивке по подпрограммам)" и "Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов" раздела 1 "Паспорт государственной программы" изложить в следующей редакции:
"
Этапы и сроки реализации программы | 2014-2020 годы - 1 этап реализации. 2021-2022 годы - 2 этап реализации | |||||||||
Объемы бюджетных ассигнований программы за счет средств областного бюджета (в разбивке по подпрограммам) | Всего за период реализации программы, тыс. руб., в том числе | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год |
2 973 145,56 | 87 500,00 | 115 785,80 | 19 480,10 | 218 542,60 | 316 004,40 | 512 144,26 | 405 203,60 | 781 817,50 | 516 667,30 | |
Подпрограмма 1 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" | ||||||||||
15 063,70 | 0 | 2 186,00 | 1 685,20 | 800,00 | 1 660,90 | 2 417,20 | 2 269,00 | 2 022,70 | 2 022,70 | |
Подпрограмма 2 "Развитие и модернизация электроэнергетики" | ||||||||||
8 000,00 | 0 | 2 000,00 | 0 | 0 | 0 | 4 000,00 | 2 000,00 | 0 | 0 | |
Подпрограмма 3 "Энергетическая безопасность в сфере использования топливных ресурсов" | ||||||||||
4 038,10 | 0 | 564,00 | 496,30 | 496,30 | 496,30 | 496,30 | 496,30 | 496,30 | 496,30 | |
Подпрограмма 4 "Расширение и реконструкция систем газоснабжения Нижегородской области" | ||||||||||
1 400 842,66 | 0 | 95 812,90 | 17 298,60 | 74 946,30 | 156 255,60 | 352 459,76 | 159 166,7 | 267 082,90 | 277 819,90 | |
Подпрограмма 5 "Развитие рынка газомоторного топлива" | ||||||||||
1 545 201,10 | 87 500,00 | 15 222,90 | 0 | 142 300,00* | 157 591,60 | 152 771,00 | 241 271,60 | 512 215,60 | 236 328,40 | |
Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов | Наименование индикатора | Ед. измерения | 2022 год | |||||||
Индикаторы | ||||||||||
Снижение энергоемкости валового регионального продукта (далее - ВРП) | кгу.т./тыс. руб. | 23,5 | ||||||||
Среднемесячная заработная плата одного работающего (по виду экономической деятельности: Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха) | руб. | 47 247,45 | ||||||||
Экономия топлива на тыс. рублей субсидии на компенсацию процентной ставки | кгу.т./тыс. руб. | 130 | ||||||||
Доля государственных, муниципальных учреждений, представивших энергетическую декларацию за отчетный год от общего количества указанных учреждений | % | 100 | ||||||||
Износ энергетических мощностей | % | 53 | ||||||||
Коэффициент обновления основных фондов по виду экономической деятельности: производство электроэнергии | % | 2 | ||||||||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по виду экономической деятельности: производство, передача и распределение электроэнергии) | млрд руб. | 70,0 | ||||||||
Индекс производства (по виду экономической деятельности: производство, передача и распределение электроэнергии) к предыдущему году | % | 100,0 | ||||||||
Удельный вес топлива, соответствующего техническим регламентам, стандартам, обязательным нормам и правилам, поступающего для нужд предприятий ЖКХ и бюджетной сферы Нижегородской области | % | 98,5 | ||||||||
Доля резервных топливных хозяйств, находящихся в неудовлетворительном состоянии | % | 15 | ||||||||
Уровень обеспечения топливом потребителей Нижегородской области | % | 100 | ||||||||
Уровень газификации природным газом жилого фонда Нижегородской области, подлежащего газификации | % | 87,09 | ||||||||
Погашение ставки рефинансирования по целевому кредиту на газификацию жилых домов | % | 100 | ||||||||
Экономия затрат на моторное топливо при использовании КПГ на предприятиях и в организациях пассажирского автотранспорта и ЖКХ за счет снижения потребления жидкого моторного топлива в 2022 году по отношению к 2013 году | тыс. руб. | 2 231 291,96 | ||||||||
Снижение выбросов загрязняющих веществ автотранспортом по отношению в 2021 году по отношению к 2013 году | тонн | 1 209,34 | ||||||||
Непосредственные результаты | ||||||||||
Количество инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, по которым ежегодно предоставляется субсидия, не менее | ед. | 5 | ||||||||
Количество Всероссийских конкурсов, фестивалей на тему энергосбережения, проведенных на территории Нижегородской области за период 2015-2022 годов | ед. | 11 | ||||||||
Объем инвестиций в развитие электросетевой инфраструктуры с 2017 по 2022 годы, в том числе: | млн руб. | 37 916,9 | ||||||||
Областной бюджет | млн руб. | 0 | ||||||||
Местный бюджет | млн руб. | 0 | ||||||||
Федеральный бюджет | млн руб. | 0 | ||||||||
Юридические лица, ИП | млн руб. | 37 916,9 | ||||||||
Разработка схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Нижегородской области | шт. | 1 | ||||||||
Количество проведенных выездных проверок качества топлива | шт. | 35 | ||||||||
Число обследованных резервных топливных хозяйств (РТХ) предприятий и организаций, включенных в график перевода потребителей природного газа на резервные виды топлива при похолоданиях и авариях на магистральных газопроводах | шт. | 35 | ||||||||
Число вновь построенных АЗС на территории Нижегородской области (нарастающим итогом) | шт. | 7 | ||||||||
Количество газифицированных квартир природным газом | шт. | 1 309 350 | ||||||||
Количество газифицированных жилых домов с возмещением процентной ставки рефинансирования | шт. | 1646 | ||||||||
Количество пассажирских автотранспортных средств, использующих компримированный природный газ в качестве моторного топлива | ед. | 661 | ||||||||
Количество техники жилищно-коммунального хозяйства, использующей компримированный природный газ в качестве моторного топлива | ед. | 15 | ||||||||
Количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций | ед. | 31 | ||||||||
Количество модулей компримированного природного газа на АЗС, АГЗС, МАЗС | ед. | 2 | ||||||||
Объем реализации компримированного природного газа | тыс. куб. м | 30 000 | ||||||||
Количество созданных рабочих мест | ед. | 126 | ||||||||
Объем инвестиций на приобретение* и переоборудование транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива, в том числе: | млн руб. | 3 729,49 | ||||||||
Областной бюджет | млн руб. | 1 281,20 | ||||||||
Местный бюджет | млн руб. | 1 833,66 | ||||||||
Федеральный бюджет | млн руб. | 613,02 | ||||||||
Юридические лица, ИП | млн руб. | 1,61 | ||||||||
Объем инвестиций в развитие газозаправочной инфраструктуры, в том числе: | млн руб. | 3 171,13 | ||||||||
Областной бюджет | млн руб. | 264,00 | ||||||||
Местный бюджет | млн руб. | - | ||||||||
Федеральный бюджет | млн руб. | 856,0 | ||||||||
Юридические лица, ИП | млн руб. | 2 051,13 |
".
2.2. В разделе 2 "Текстовая часть государственной программы":
2.2.1. Подраздел 2.1 "Характеристика текущего состояния" изложить в следующей редакции:
"2.1. Характеристика текущего состояния
Реализация государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики" (далее - Программа, государственная программа) осуществляется в сфере топливно-энергетического комплекса Нижегородской области (далее - ТЭК) - значимом секторе региональной экономики, так как без обеспечения его устойчивого развития невозможно развитие экономики Нижегородской области (далее - область, регион) в целом.
Настоящая Программа определяет комплекс мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности в сфере производства и потребления, на обеспечение энергетической безопасности региона и повышение надежности электро-, теплоснабжения и топливообеспечения субъектов хозяйственной деятельности и населения, предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций в сфере ТЭК.
Повышение уровня энергетической безопасности является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности.
Необходимыми условиями обеспечения энергетической безопасности являются повышение эффективности государственного управления топливно-энергетическим комплексом, надежность и бесперебойность поставок энергоресурсов потребителям, обеспечение технологического суверенитета страны на мировом энергетическом рынке, внедрение перспективных энергосберегающих и энергоэффективных технологий, повышение степени переработки энергоресурсов, недопущение дискриминации российских поставщиков энергоносителей на зарубежных рынках и российских добывающих компаний при освоении месторождений углеводородов за пределами Российской Федерации, противодействие попыткам ряда государств регулировать рынки энергоресурсов исходя из политической, а не экономической целесообразности, разработка перспективных энергосберегающих технологий и международный обмен ими.
Программа состоит из пяти подпрограмм.
Подпрограмма 1 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности"
Подпрограмма 1 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" разработана с учетом результатов реализации государственной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Нижегородской области на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 31 августа 2010 г. № 560 (далее - программа "Энергосбережение+").
В 2010-2013 годах суммарный объем целевого финансирования программы "Энергосбережение+" из областного бюджета составил более 508,4 млн рублей. При этом в рамках соглашений о предоставлении субсидии на реализацию региональной программы в области энергосбережения, заключенных в 2011 и 2012 годах Министерством энергетики Российской Федерации и Правительством Нижегородской области, из федерального бюджета бюджету Нижегородской области предоставлены субсидии на реализацию региональной программы в области энергосбережения в размере 230,5 млн руб. (111,996,2 тыс. руб. в 2011 году, 118 563,1 тыс. руб. в 2012 году).
Таким образом, на каждый вложенный рубль из областного бюджета привлечено из федерального бюджета в 2011 году 0,35 рублей, в 2012 году 0,53 рубля.
За период реализации программы "Энергосбережение+" были проведены обязательные энергетические обследования в бюджетном секторе Нижегородской области. На основании данных обязательных энергетических обследований государственных учреждений Нижегородской области для повышения энергетической эффективности государственных учреждений Нижегородской области необходимо было выполнить, начиная с 2012 года, мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на сумму более 854,9 млн руб. и, при этом, достичь годовой экономии в размере 317,2 млн руб. (срок окупаемости вложений менее 3 лет).
В настоящее время мероприятия и целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности включены в отраслевые государственные программы. Реализация мероприятий, повышающих энергетическую эффективность бюджетного и коммерческого секторов экономики Нижегородской области, направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности экономики Нижегородской области, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.
В Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" поставлена задача по снижению энергоемкости валового регионального продукта (ВРП) Нижегородской области к 2020 году на 40% от уровня 2007 года.
В Нижегородской области снижение фактического значения энергоемкости идет опережающими темпами по сравнению с плановыми значениями, рассчитанными при разработке программы "Энергосбережение+".
Так, в 2009 году энергоемкость составляла 39,2 кг у.т./тыс. рублей, в 2010 году - 35,6 кг у.т./тыс. руб., что на 6% меньше планового значения (37,9 кг у.т./тыс. руб.).В 2011 году значение энергоемкости снизилось по сравнению с запланированным на 20%, а в 2012 - более чем на 24% (в 2011 году 29,2 кг у.т./тыс. руб. вместо планового значения 36,6 кг у.т./тыс. руб.; и в 2012 году 26,8 кг у.т./тыс. руб. вместо планового значения 35,3 кг у.т./тыс. руб.). В 2018 году энергоемкость составила 14,36 кг у.т./тыс. руб. (в текущих ценах).
Вместе с тем, основной проблемой при реализации в регионе мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности остается недостаточный уровень целевого финансирования бюджетной сферы и низкий уровень привлечения внебюджетных средств организациями с участием государства и муниципального образования (на низком уровне используется механизм энергосервисного контракта). Также на эффективность реализации государственной политики в сфере энергосбережения сказывается отсутствие в федеральном законодательстве четко сформированных механизмов стимулирования коммерческих организаций, осуществляющих деятельность в нерегулируемых секторах экономики, в инвестировании средств в реализацию энергосберегающих мероприятий, в том числе, в применении энергоэффективных технологий и материалов в промышленном производстве, сельском хозяйстве, на транспорте.