Подпрограмма 3 "Развитие кадрового потенциала отрасли" представлена в приложении N 8 к государственной программе.
Одним из условий предоставления качественного образования, соответствующего потребностям общества, на всех его уровнях является наличие кадров, обеспечивающих такое качество образования.
В системе общего образования по состоянию на 1 января 2013 года работают 28,8 тыс. человек педагогических работников.
Анализ данных о влиянии качества преподавания на уровень успеваемости школьников показывает, что качество труда учителя влияет на успеваемость учеников в большей степени, чем другие факторы, в том числе социально-экономический статус семьи, уровень оснащенности школы и пр.
Качество подготовки педагогов, строгость отбора кадров - для преподавательской деятельности и статус педагога - ключевые цели кадровой политики.
При этом рынок педагогического труда сегодня разбалансирован. Спрос на педагогические кадры, то есть потребность образовательных организаций в специалистах разного профиля педагогической деятельности и квалификации, удовлетворяется недостаточно. Это связано с низким трудоустройством выпускников КГПУ по специальности в течение длительного срока. Работать в общеобразовательные организации и дошкольные образовательные организации идут 35 - 39% от числа всех выпускников педагогических специальностей очной формы обучения, из них: 71% (около 235 человек в год) - в организации г. Красноярска, 11% (36 человек) и 18% (58 человек) - в организации, расположенные в малых городах края и сельских территориях края соответственно.
На сегодняшний день система образования не является привлекательной для молодых специалистов, которые не видят в этой отрасли перспектив роста и развития, возможности решить материальные проблемы, например, приобрести жилье.
Система управления педагогическими кадрами характеризуется трудностями в удержании как опытных, так и молодых специалистов в профессии.
Современные требования к квалификации руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций предполагают: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки Государственное и муниципальное управление, Менеджмент, Управление персоналом и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет. Вместе с тем, на данный момент 84% руководителей имеют высшее образование и лишь порядка 20% имеют управленческую переподготовку.
В условиях изменения модели организации и финансирования системы повышения квалификации работников образования необходимо обеспечить подготовку руководителей образовательных организаций к умению обоснованно, целенаправленно управлять качеством кадрового потенциала организации, обеспечивая при этом право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Повышение квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций по вопросам реализации федеральных государственных образовательных стандартов является одним из критериев готовности к введению федеральных государственных образовательных стандартов на всех уровнях образования.
Модернизация системы дошкольного образования, реализация государственных требований к образовательной программе дошкольного образования, введение ФГОС дошкольного образования требуют высокого уровня профессионализма педагогов дошкольных образовательных организаций.
Педагоги, работающие в дошкольных образовательных организациях, должны иметь специальное педагогическое образование или пройти переподготовку в области дошкольного образования. Выполнение данного требования осложняется необходимостью привлечения в течение 2 - 3 лет большого числа педагогических работников в связи с открытием в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" организаций (групп) дошкольного образования детей.
Внедрение новых ФГОС общего образования диктует необходимость изменений представлений учителя о своей деятельности от исключительно традиционного предметного содержания обучения к обучению, нацеленному на формирование у школьников метапредметных компетентностей.