Действующий

Об утверждении Концепции цифровой трансформации Республики Татарстан на 2021 - 2024 годы (с изменениями на 26 августа 2024 года)



III. Основные тенденции цифровизации


Начало XXI века обусловлено широким использованием в экономике и в государственном и муниципальном управлении информационных и компьютерных технологий. Новые программные решения и технологии открывают для сферы государственного и муниципального управления широкие возможности использования больших данных, цифрового моделирования и платформенных решений. Их применение может значительно оптимизировать многие процессы и увеличить их эффективность.


Благодаря внедрению информационных цифровых технологий от государства ожидается использование новых электронных форматов оказания государственных и муниципальных услуг, сравнимых по качеству с теми, которые предоставляет бизнес-сектор. Этот процесс воспринимается как необратимый, так как информационные технологии становятся неотъемлемой частью повседневной жизни граждан и нормой функционирования бизнеса. Понимая это, государства инициируют проведение необходимых реформ, направленных на внедрение наиболее успешных информационных технологий в работе правительства.


Скорость технологического развития государства становится определяющим фактором лидерства на международном рынке как в сфере информационных технологий, так и в различных отраслях экономики и обеспечивает технологическую независимость государства в будущем. Значительный рост доли цифровой экономики в валовом внутреннем продукте развитых стран, переход на новые модели управления, основанные на использовании больших данных и сквозных цифровых технологиях, свидетельствуют о начале новой технологической революции.


Согласно исследованию Организации Объединенных Наций "Электронное правительство 2018" степень развития цифровых технологий и их использования - важный индикатор уровня социально-экономического развития страны и ее регионов. Согласно рейтингу Doing Business 2018 года анализ, проведенный экспертами Всемирного банка, выявил прямую взаимосвязь между уровнем цифровизации правительства и качеством государственного управления (коэффициент корреляции 0,838), уровнем коррупции (0,795) и индексом качества делового климата (0,7). Также выявлена непосредственная связь между уровнем развития цифровых государственных услуг и эффективностью государственных расходов.


Цифровая трансформация становится ключевым условием сохранения конкурентоспособности государственных институтов и главным вектором развития экономики, промышленности и улучшения качества жизни жителей республики.


Цифровую трансформацию необходимо, прежде всего, рассматривать как процесс, при котором доступность качественных данных, быстрота их обмена, скорость и возможность их анализа для принятия решений позволяют государству и муниципалитетам быть современными, эффективными и конкурентными, а в традиционных сферах бизнеса приводят к новым моделям деятельности, продуктам и услугам, ранее недоступным или не существовавшим, а также значительно меняют модели поведения людей.


Цифровая трансформация рассматривается как ключевое направление, позволяющее радикально повысить результативность и создать новые возможности для взаимодействия государственных и муниципальных органов власти и бизнеса с потребителями, обеспечить более активное вовлечение граждан в сферу публичного управления и радикально повысить уровень удовлетворения их потребностей. Современный человек не видит себя вне информационных технологий, и его потребность в доступе к разным категориям цифрового контента через различные устройства - компьютер и мобильные устройства постоянно возрастает. Как следствие, еще одно требование цифровой трансформации - обеспечение омниканальности.


К основным тенденциям, которые необходимо особенно учитывать при выборе решений, принимаемых в процессе цифровой трансформации, необходимо отнести:


а) массовое использование онлайн-продуктов:


По данным установочного исследования проекта WEB-Index, в 2020 году Интернетом в России хотя бы раз в месяц пользовались в среднем 95,6 млн человек, или 78,1 процента населения всей страны старше 12 лет. В среднем за день в Интернет выходили 87,1 млн человек, или 71,1 процента населения России.


Проникновение Интернета в России среди самых молодых россиян (12 - 24 лет) приблизилось к 100 процентам. В группе населения 45 - 54 лет Интернетом хотя бы раз в месяц пользовались 84,2 процента россиян, а среди самых старших жителей страны (55+ лет) в Интернет выходит только половина - 49,7 процента.


Мобильные устройства остаются главными устройствами для выхода в Интернет среди россиян всех возрастов. В 2020 году хотя бы раз в месяц Интернетом на мобильных устройствах пользовались 86,6 млн человек, или 70,8 процента населения. Среднесуточная мобильная аудитория Интернета составила 79,8 млн человек, или 65,2 процента населения всей страны. Интернетом на персональном компьютере хотя бы раз в месяц пользовались 62,2 млн человек, или 50,8 процента от всего населения, среднесуточная аудитория Интернета на компьютерных устройствах составила 44,4 млн человек, или 36,3 процента населения всей страны.


Только при помощи мобильных устройств Интернетом в 2020 году хотя бы раз в месяц пользовались 33,2 млн человек, или 27,1 процента населения. Среднесуточная эксклюзивная мобильная аудитория составила 29,3 млн человек, или 23,9 процента всех жителей страны. Больше всего эксклюзивных мобильных пользователей наблюдается среди населения 25 - 54 лет - в этой группе только с мобильных устройств в Интернет выходит больше 30 процентов населения;


б) использование больших данных: