В сентябре - октябре 2020 года по предложению Министерства цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан компанией Gartner было проведено исследование "цифровой зрелости" республиканских органов исполнительной власти. Исследование показало, что в целом республиканские органы исполнительной власти обладают хорошими показателями по уровню кадрового обеспечения и базовым уровнем развития инфраструктуры, что говорит о наличии необходимых предпосылок для цифровой трансформации в Республике Татарстан.
(в ред. Постановления КМ РТ от 16.05.2023 N 597)
В то же время исследование выявило проблемы в таких важных аспектах, как:
отсутствие планов по цифровизации органов и четко описанного функционала ответственных за этот процесс кадров;
слабый уровень сотрудничества при обмене информацией в системе межведомственного электронного взаимодействия, ее региональном сегменте и работе с государственными программами и данными.
При этом полученные результаты показывают отсутствие в республиканских органах исполнительной власти общего понимания направлений и задач цифровой трансформации, а также подходов в использовании ключевых элементов инфраструктуры, недостаточное внимание обеспечению каналами связи и автоматизированными рабочими местами. Все это сопровождается низкой эффективностью "цифровых ведомственных команд", реализующих программы цифровой трансформации, и отсутствием единой политики по управлению данными.
(в ред. Постановления КМ РТ от 16.05.2023 N 597)
В деятельности республиканских органов исполнительной власти есть существенные проблемы в регулировании работы с данными на методологическом, нормативном или физическом уровнях и их юридической значимости, а также слабая степень реализации федеральных и региональных отраслевых программ работы с данными. Существенным фактором является отсутствие нормативно утвержденной единой методики оценки качества данных, которое приводит к ошибкам в работе с данными.
(в ред. Постановления КМ РТ от 16.05.2023 N 597)
При этом анализ показал, что каждый республиканский орган исполнительной власти по-своему понимает и внедряет процессы систематизации и гармонизации данных. В результате принятие управленческих решений нередко осуществляется на основе неполных, неструктурированных и некачественных данных, что может негативно сказываться на исполнении государственных функций.
(в ред. Постановления КМ РТ от 16.05.2023 N 597)
Задачи цифровой трансформации системы государственного и муниципального управления, предлагаемые к решению в настоящей Концепции, призваны решить имеющиеся проблемы. Реализация концепции "Государство как платформа" должна обеспечить формирование единой комплексной организационно-технической экосистемы, предполагающей эффективное решение вопросов межведомственного взаимодействия, интеграцию действующих государственных информационных систем на базе единства данных, реинжиниринга процессов государственного и муниципального управления и предоставления государственных и муниципальных услуг.
Переход к цифровой модели системы государственного и муниципального управления решает задачу перехода на проактивное оказание государственных и муниципальных услуг за счет расширения спектра услуг (суперсервисы), оказываемых в цифровом виде, их комплексности и реализации клиентоцентрированного подхода.
Задача изменений модели управления должна сводиться не только к простому использованию цифровых технологий в практической деятельности на всех уровнях власти и предоставлении государственных и муниципальных услуг, а прежде всего, к использованию их возможностей по трансформации процессов принятия решений, нормотворчества, администрирования бюджетов, управления имуществом и контрольно-надзорной деятельности. При этом применение цифровых технологий должно обеспечить и повышение эффективности при планировании, мониторинге и оценке результатов деятельности органов власти.