В целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года":
1. Определить Министерство образования и науки Республики Калмыкия региональным координатором по участию в отборе для предоставления на период 2021 - 2023 годов субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование".
2. Утвердить прилагаемые:
комплекс мер (дорожную карту) внедрению цифровой образовательной среды на 2021 - 2023 годы;
описание создаваемой цифровой образовательной среды в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия
Ю.ЗАЙЦЕВ
КОМПЛЕКС МЕР (ДОРОЖНАЯ КАРТА) ПО ВНЕДРЕНИЮ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА 2021 - 2023 ГОДЫ
N п/п | Наименование мероприятия | Ответственный | Результат | Срок мероприятия |
1 | Утверждение должностного лица в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственного за внедрение цифровой образовательной среды | Министерство образования и науки Республики Калмыкия | приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия | до 30 декабря 2020 года |
2 | Утверждение плана внедрения цифровой образовательной среды | Министерство образования и науки Республики Калмыкия | приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия | до 30 декабря 2020 года |
3 | Утверждение перечня образовательных организаций, в которых будет внедрена цифровая образовательная среда | Министерство образования и науки Республики Калмыкия | приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия | до 30 декабря 2020 года |
4 | Определение перечня оборудования для внедрения цифровой образовательной среды согласно примерному перечню оборудования, утвержденному Министерством просвещения Российской Федерации | Министерство образования и науки Республики Калмыкия, федеральный оператор | приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия | до 30 декабря 2020 года |
5 | Заключение соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета Республики Калмыкия в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" | Министерство образования и науки Республики Калмыкия | Соглашение о предоставлении субсидии | до 30 декабря 2020 года |
6 | Объявление о закупках товаров, работ, услуг по внедрению цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях | Министерство образования и науки Республики Калмыкия | Извещения о проведении закупок | до 1 марта 2021 года, далее по необходимости |
7 | Проведение мониторинга соответствия приобретенного оборудования для внедрения цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях целям и задачам Мероприятия | Министерство образования и науки Республики Калмыкия | отчет по форме, определяемой Министерством просвещения Российской Федерации или федеральным оператором | до 25 августа 2021 года, далее ежегодно |
ОПИСАНИЕ СОЗДАВАЕМОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Концепция целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях Республики Калмыкия разработана с целью обеспечения выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 г. N 10.
Современное образование вариативно и разнообразно, оно не только формирует у обучающегося научную картину мира, но и развивает компетенции для успешной, эффективной и безопасной жизнедеятельности в сетевом обществе и экономике знаний, удовлетворяет любые стремительно меняющиеся образовательные запросы.
Значительная часть инноваций в образовании уже сегодня реализуется через образовательно-технологические стартапы. При этом растет спрос на новые компетенции и формы подготовки, провоцируемые динамикой развития экономики, быстрой сменой технологий. Как следствие этого - появление новых типов обучающихся, самостоятельно формирующих свою образовательную траекторию, нацеленных на самообразование, самоактуализацию и саморазвитие, соединяющих вместе учебу, работу и личностное развитие.
Вместе с тем, в системе образования республике существуют проблемы, снижающие реализацию образовательных инноваций.
Поэтому перед системой образования республики сегодня поставлена задача построения образовательной среды нового типа - цифровой образовательной среды (далее - ЦОС), в которую будут вовлечены все участники образовательного процесса: администрация образовательных организаций, педагоги и обучающиеся, их родители, муниципальные органы управления образованием, социальные партнеры.
Создание ЦОС позволит расширить возможности организационных форм и методов обучения посредством цифровых сервисов и ресурсов (смещение парадигм обучения к онлайн и гибридной моделям, распространение подхода BYOD (использование обучающимися собственных мобильных устройств), использование облачных технологий), способствуя получению наибольшего эффекта от использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а также создаст условия для оптимизации организационно-управленческих процессов в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях Республики Калмыкия.
Потребность внедрения в Республике Калмыкия ЦОС определяется следующими факторами:
необходимостью формирования современного образовательного пространства для обеспечения конкурентоспособности российского образования, что соответствует стратегическим задачам развития российского образования;
необходимостью создания условий, способствующих изменению существующих образовательных моделей на основе онлайн-технологий;
необходимостью формирования цифровой компетенции обучающихся и педагогов, а также новых компетенций административных команд образовательных организаций;
необходимостью системного развития в республике электронного обучения, обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
необходимостью преодоления разного уровня материально-технического оснащения образовательных организаций и подготовленности педагогических кадров в области цифровых технологий;
необходимостью преодоления разрозненности используемых цифровых сервисов (развитие технологических платформ онлайн-обучения);
необходимостью формирования системы комплексного учета потребностей всех участников образовательных отношений, мониторинга удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образовательных услуг.
В республике функционирует 171 образовательная организация, в том числе: 150 муниципальных общеобразовательных организаций (15 гимназий, 5 лицеев, 123 средние школы, 3 основные школы, 3 начальные, 1 вечерняя (сменная) школа); 9 казенных общеобразовательных организаций - подведомственных Министерству образования и науки Республики Калмыкия, 3 - частные общеобразовательные организации, 9 образовательных организаций среднего профессионального образования.
За последние 5 лет наблюдается стабильный рост контингента обучающихся общеобразовательных школ:
2016 - 2017 учебный год - 32 466;
2017 - 2018 учебный год - 33 392;
2018 - 2019 учебный год - 33 998;
2019 - 2020 учебный год - 34 275;
2020 - 2021 учебный год - 34 700.
В настоящее время профессиональное образование по всем формам обучения получают 7290 человек, в том числе по направлениям подготовки специалистов среднего звена обучается 6486 человек, контингент обучающихся, получающих рабочие профессии - 804.
Содержание образования и воспитания в школах республики обеспечивает 6 747 педагогических работников.
Организационно-методическое сопровождение педагогов в области цифровых технологий осуществляет БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования".
Преподавателями института организованы обучающиеся курсы в рамках государственного задания по актуальным вопросам: "Эффективные технологии реализации ФГОС в предметных областях в условиях введения ФГОС", "Информатика и информационные технологии" и др. У педагогов и обучающихся республики существует уникальная возможность повышения квалификации в дистанционном режиме в федеральных образовательных проектах, в том числе на базе федерального образовательного центра "Сириус".
За период с 1 сентября 2016 года по 1 мая 2019 года в реализации календарного плана программы "Гимназический союз России" педагоги республики приняли участие в 70 видеоконференциях в режиме ВКС. Выбор тем осуществляется в соответствии с целями и задачами научно-методической работы, с планом реализации ключевых событий программы, при этом максимально учитываются пожелания педагогов, соответствие требованиям ФГОС и организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
На базе БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования" были проведены следующие курсы повышения квалификации:
1. Использование информационно-телекоммуникационных технологий для организации деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. В период с 12 по 24 февраля 2018 года форма обучения - очно-дистанционная. Количество часов - 48 часов, количество слушателей - 21 человек. Должности слушателей - педагоги дошкольных образовательных учреждений; в период с 21 января по 11 февраля 2019 года, очно-дистанционная, 72 часа, 25 человек, педагоги дошкольных образовательных организаций.
2. Информационно-коммуникационные технологии - компетентность как средство формирования универсальных учебных действий в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В период с 12 марта по 7 апреля 2018 года, очно-дистанционно, 72 часа, 28 человек, педагоги всех категорий; 11 февраля по 4 марта 2019 года, очно-дистанционно, 72 часа, 31 человек, педагоги всех категорий.
3. Использование информационно-коммуникационных технологий для организации деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. В период с 1 октября по 27 октября 2018 года очно-дистанционно. 48 часов, 28 человек, педагоги дошкольного образовательного учреждения; в период с 25 февраля по 18 марта 2019 года, очно-дистанционно, 72 часа, 20 человек, педагоги дошкольных образовательных организаций.
4. Информационно-коммуникационные технологии - компетентность как средство формирования универсальных учебных действий в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В период с 15 октября по 11 ноября 2018 года, очно-дистанционно, 72 часа, 14 человек, педагоги всех категорий.
Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях будет способствовать цифровой трансформации региональной системы образования.
Реализация внедрения в регионе цифровой образовательной среды позволит:
сформировать современное образовательное пространство для обеспечения конкурентоспособности российского образования;
создать условия, способствующие изменению существующих образовательных моделей на основе онлайн-технологий;