Действующий

О государственной программе Челябинской области "Содействие занятости населения Челябинской области" (с изменениями на 27 марта 2024 года)




Раздел I. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"


1. Оценка текущего состояния сферы содействия занятости населения.


Государственная политика в сфере содействия занятости населения нацелена на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечение предприятий рабочей силой, осуществляемое посредством повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров.


В Челябинской области функционируют 36 областных казенных учреждений центров занятости населения (далее именуются - ОКУ ЦЗН) на территории 16 городских округов и 27 муниципальных районов.


По результатам анализа текущего состояния сферы содействия занятости населения в Челябинской области в 2023 году наблюдалась стабилизация ситуации на рынке труда Челябинской области, также сохранены низкие показатели безработицы.


Несмотря на стабилизацию ситуации на рынке труда в целом по Челябинской области, рынки труда муниципальных образований характеризуются значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда. Обеспечению занятости населения в проблемных территориях Челябинской области необходимо уделять особое внимание. При среднеобластном уровне безработицы 0,6 процента на конец 2023 года высокий уровень безработицы зафиксирован в Брединском муниципальном районе (2,9 процента), Кизильском муниципальном районе (2,8 процента); минимальные значения уровня безработицы - в Снежинском городском округе (0,1 процента), Трехгорном городском округе (0,2 процента). При среднеобластном показателе напряженности на рынке труда 0,25 человека на вакансию в Уйском муниципальном районе напряженность на рынке труда составила 6,5 человека на вакансию, в Кизильском муниципальном районе - 10,4 человека на вакансию, минимальные значения в Снежинском, Трехгорном, Магнитогорском, Челябинском городских округах (0,1 человека на вакансию).


В 2023 году зафиксировано увеличение количества вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения, на 11,3 процента к предыдущему году (2023 год - 117,5 тыс. вакансий, 2022 год - 105,6 тыс. вакансий), а также минимальная численность безработных граждан (за 2023 год признано безработными 28,3 тыс. граждан, 2022 год - 40,3 тыс. человек). Учитывая вышеизложенное, требуется решение проблемы профессионально-квалификационного и территориального дисбаланса спроса и предложения рабочей силы в целях обеспечения кадровой потребности предприятий и организаций.


Дальнейший рост экономики Челябинской области во многом будет зависеть от решения проблемы кадрового обеспечения экономики Челябинской области, связанной со складывающейся демографической ситуацией, дефицитом высококвалифицированных кадров в реальном секторе экономики, несбалансированностью рынка труда и образовательных услуг.


Важную роль в стабилизации ситуации на рынке труда играют развитие социального партнерства и меры по улучшению условий и охраны труда.


Ключевыми проблемами развития социального партнерства в Челябинской области, на решении которых необходимо сконцентрировать первоочередные усилия, являются:


низкий охват коллективно-договорным регулированием организаций Челябинской области, особенно субъектов малого и среднего предпринимательства;


недостаточный уровень развития системы территориальных объединений работодателей в муниципальных образованиях и органов, представляющих интересы работников, в субъектах малого и среднего предпринимательства;


неразвитая система социального мониторинга по оперативному выявлению социально-трудовых конфликтов в трудовых коллективах.


В целях обеспечения условий для дальнейшего снижения производственного травматизма и устранения причин организационного характера, существенно влияющих на показатели тяжелого и смертельного производственного травматизма, основные усилия должны быть направлены на внедрение культуры безопасного труда и пропаганду передовых и наиболее эффективных технологий в области охраны труда.


Без решения вышеуказанных проблем, требующих комплексного подхода, проблемы в сфере занятости населения не только сохранятся, но будут нарастать, замедляя социально-экономическое развитие региона.