Действующий

О государственной программе Челябинской области "Содействие занятости населения Челябинской области" (с изменениями на 2 декабря 2024 года)




Раздел I. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"


1. Оценка текущего состояния сферы содействия занятости населения.


Государственная политика в сфере содействия занятости населения нацелена на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечение предприятий рабочей силой, осуществляемое посредством повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров.


В Челябинской области функционируют 36 областных казенных учреждений центров занятости населения (далее именуются - ОКУ ЦЗН) на территории 16 городских округов и 27 муниципальных районов.


По результатам анализа текущего состояния сферы содействия занятости населения в Челябинской области в 2023 году наблюдалась стабилизация ситуации на рынке труда Челябинской области, также сохранены низкие показатели безработицы.


Несмотря на стабилизацию ситуации на рынке труда в целом по Челябинской области, рынки труда муниципальных образований характеризуются значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда. Обеспечению занятости населения в проблемных территориях Челябинской области необходимо уделять особое внимание. При среднеобластном уровне безработицы 0,6 процента на конец 2023 года высокий уровень безработицы зафиксирован в Брединском муниципальном районе (2,9 процента), Кизильском муниципальном районе (2,8 процента); минимальные значения уровня безработицы - в Снежинском городском округе (0,1 процента), Трехгорном городском округе (0,2 процента). При среднеобластном показателе напряженности на рынке труда 0,25 человека на вакансию в Уйском муниципальном районе напряженность на рынке труда составила 6,5 человека на вакансию, в Кизильском муниципальном районе - 10,4 человека на вакансию, минимальные значения в Снежинском, Трехгорном, Магнитогорском, Челябинском городских округах (0,1 человека на вакансию).


В 2023 году зафиксировано увеличение количества вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения, на 11,3 процента к предыдущему году (2023 год - 117,5 тыс. вакансий, 2022 год - 105,6 тыс. вакансий), а также минимальная численность безработных граждан (за 2023 год признано безработными 28,3 тыс. граждан, 2022 год - 40,3 тыс. человек). Учитывая вышеизложенное, требуется решение проблемы профессионально-квалификационного и территориального дисбаланса спроса и предложения рабочей силы в целях обеспечения кадровой потребности предприятий и организаций.


Дальнейший рост экономики Челябинской области во многом будет зависеть от решения проблемы кадрового обеспечения экономики Челябинской области, связанной со складывающейся демографической ситуацией, дефицитом высококвалифицированных кадров в реальном секторе экономики, несбалансированностью рынка труда и образовательных услуг.


Важную роль в стабилизации ситуации на рынке труда играют развитие социального партнерства и меры по улучшению условий и охраны труда.


Ключевыми проблемами развития социального партнерства в Челябинской области, на решении которых необходимо сконцентрировать первоочередные усилия, являются:


низкий охват коллективно-договорным регулированием организаций Челябинской области, особенно субъектов малого и среднего предпринимательства;


недостаточный уровень развития системы территориальных объединений работодателей в муниципальных образованиях и органов, представляющих интересы работников, в субъектах малого и среднего предпринимательства;


неразвитая система социального мониторинга по оперативному выявлению социально-трудовых конфликтов в трудовых коллективах.


В целях обеспечения условий для дальнейшего снижения производственного травматизма и устранения причин организационного характера, существенно влияющих на показатели тяжелого и смертельного производственного травматизма, основные усилия должны быть направлены на внедрение культуры безопасного труда и пропаганду передовых и наиболее эффективных технологий в области охраны труда.


Без решения вышеуказанных проблем, требующих комплексного подхода, проблемы в сфере занятости населения не только сохранятся, но будут нарастать, замедляя социально-экономическое развитие региона.