Действующий

О Региональной программе повышения финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Удмуртской Республике (с изменениями на 30 декабря 2021 года)



III. Содержание основных проблем, препятствующих участию граждан в деятельности на рынке финансовых услуг


Финансовый аспект затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности граждан по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.


На сегодняшний день существуют несколько особо значимых проблем на этапе развития финансовой грамотности населения Удмуртской Республики:


1. Фрагментарный характер преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, отсутствие системного подхода в финансовом просвещении различных слоев населения, а также недостаток квалифицированных преподавателей по финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг и взаимодействия с финансовыми организациями, а также с органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.


2. Низкий уровень финансовой и инвестиционной грамотности населения, отставание процесса усвоения знаний по основам финансового рынка от развития самого рынка.


Ключевой проблемой участия граждан в деятельности на рынке финансовых услуг является их слабая подготовленность по базовым вопросам функционирования рынка, его регулирования и правового обеспечения.


Инфляционные процессы, риски бытового и криминального характера негативно влияют на денежные накопления граждан. Вовлечение накоплений населения в экономический оборот необходимо рассматривать не только как источник капиталовложений в экономику, но и как один из путей защиты и постепенного роста личных сбережений граждан, что является важной социальной задачей, решение которой призвано позитивно повлиять на экономическое и социальное положение жителей республики.


3. Высока актуальность проблемы информированности граждан о правах потребителей финансовых услуг и способах их защиты, в связи с тем, что на финансовом рынке отсутствует постоянная практика информирования населения и финансового консультирования клиентов в целях разъяснения рисков, сопутствующих конкретному финансовому продукту.


Неумение граждан пользоваться общедоступной системой информирования (средствами массовой информации) и консультирования по вопросам функционирования рынка финансовых услуг, в том числе ориентированных на решение социальных проблем.


Несмотря на определенный рост знаний населения в финансовых вопросах, достигнутый уровень экономической грамотности нельзя признать достаточным. Для большинства населения существенную проблему представляет специфика осуществления финансовых сделок. Население, как правило, не сопоставляет между собой доходность и надежность актива, не осознает ответственность и последствия заключаемых сделок, с непониманием встречает обычные для профессиональных участников рынка условия проведения финансовых операций.


4. Низкий уровень доверия граждан к инструментам, институтам и механизмам финансового рынка, а также к государственным органам, осуществляющим регулирование и контроль в финансовой сфере.


Существенной проблемой участия граждан в деятельности на рынке финансовых услуг являются повышенные риски как рыночные, так и связанные с непрекращающейся деятельностью мошеннических структур.


Большая часть населения не только хранит воспоминания о финансовых пирамидах, широко распространенных в начале 90-х годов, замороженных вкладах в Сберегательном банке Российской Федерации и потерянных сбережениях в коммерческих банках и иных финансовых компаниях, но и остро реагирует на любые негативные проявления и события на сегодняшнем инвестиционном рынке.


Таким образом, разработка и утверждение Программы является актуальной и необходимой мерой для стимулирования экономически рационального поведения населения и, как следствие, повышения его благосостояния и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества. Реализация Программы позволит потребителям финансовых услуг получить необходимые знания, повысить доверие к финансовой системе, снизить финансовые риски и улучшить уровень личного благосостояния.