ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2020 года N 663


О Региональной программе повышения финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Удмуртской Республике

(с изменениями на 30 декабря 2021 года)

(в ред. постановления Правительства Удмуртской Республики от 30.12.2021 N 731)




     Зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 22 января 2021 г. N RU18000202001822



В целях содействия формированию у жителей Удмуртской Республики разумного финансового поведения, их ответственного отношения к личным финансам, защиты их интересов как потребителей финансовых услуг Правительство Удмуртской Республики постановляет:


1. Утвердить прилагаемые:


Региональную программу повышения финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Удмуртской Республике;


План мероприятий по реализации Региональной программы повышения финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Удмуртской Республике на 2021 - 2023 годы.


2. Утратил силу. - Постановление Правительства Удмуртской Республики от 30.12.2021 N 731.



Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Я.В.СЕМЕНОВ



Утверждена
постановлением
Правительства
Удмуртской Республики
от 30 декабря 2020 г. N 663



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

(в ред. постановления Правительства Удмуртской Республики от 30.12.2021 N 731)




I. Паспорт Региональной программы повышения финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Удмуртской Республике

Основания создания и реализации Региональной программы

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы

Заказчики Региональной программы

Министерство финансов Удмуртской Республики

Координаторы Региональной программы

Министерство финансов Удмуртской Республики;

Отделение - Национальный банк по Удмуртской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации

Основные исполнители и участники Региональной программы

Министерство финансов Удмуртской Республики;

Отделение - Национальный банк по Удмуртской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации;

Министерство экономики Удмуртской Республики;

Министерство образования и науки Удмуртской Республики;

Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Удмуртской Республики;

Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики;

Агентство печати и массовых коммуникаций Удмуртской Республики;

Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике;

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике;

;

органы местного самоуправления в Удмуртской Республике - администрации муниципальных образований в Удмуртской Республике;

ФГБОУ ВО "Ижевская государственная сельскохозяйственная академия";

ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет";

ФГБОУ ВО "Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова";

Удмуртское отделение N 8618 публичного акционерного общества "Сбербанк России";

Региональный операционный офис "Ижевский" Банка ВТБ (публичное акционерное общество) в г. Ижевске;

Удмуртский региональный филиал акционерного общества "Россельхозбанк";

областной центр "Ижевск" публичного акционерного общества "Почта Банк";

акционерное общество "Датабанк";

АУДО УР "Центр финансового просвещения";

АОУ ДПО УР "Институт развития образования"

(в ред. постановления Правительства Удмуртской Республики от 30.12.2021 N 731)

Цель Региональной программы

содействие формированию у жителей Удмуртской Республики разумного финансового поведения, их ответственного отношения к личным финансам, а также повышение эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг

Задачи Региональной программы

1. Организация системной деятельности в сфере повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг в Удмуртской Республике.

2. Организация финансового образования, проведение обучающих и тематических мероприятий для населения Удмуртской Республики.

3. Обеспечение высокого уровня доступности, мобильности и технологичности образовательного процесса в сфере финансовой грамотности за счет использования дистанционных технологий

Важнейшие целевые показатели реализации Региональной программы

индекс финансовой грамотности Удмуртской Республики в рейтинге финансовой грамотности регионов России не ниже группы А (по данным НАФИ). Индекс отражает способность человека к разумному управлению личными финансами и состоит из нескольких отдельных компонентов - знаний в области финансов, навыков управления финансами, установок в отношении финансов

Срок реализации Региональной программы

2021 - 2023 годы

Ожидаемые конечные результаты реализации Региональной программы

1. Прирост количества участников мероприятий по финансовой грамотности, проводимых на территории Удмуртской Республики, к 2023 году не менее чем на 45% по отношению к уровню 2020 года.

2. Прирост количества образовательных организаций, внедривших в учебный процесс программы по финансовой грамотности, к 2023 году не менее чем на 45% по отношению к уровню 2020 года.

3. Создана и работает цифровая платформа, прирост количества пользователей цифровой платформы к 2023 году не менее чем на 20% по отношению к уровню 2022 года

Целевые группы населения

1. Обучающиеся образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

2. Трудоспособное население.

3. Граждане пенсионного и предпенсионного возраста.

4. Лица с ограниченными возможностями здоровья.

5. Субъекты малого и среднего предпринимательства


Региональная программа повышения финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Удмуртской Республике (далее - Программа) разработана в соответствии со Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р, и планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы от 17 февраля 2020 года, утвержденным Председателем Центрального банка Российской Федерации Набиуллиной Э.С. и Министром финансов Российской Федерации Силуановым А.Г.


Программа нацелена на формирование финансовой культуры и знаний в области инвестиций и финансов, создание основ для формирования финансово грамотного поведения граждан как необходимого условия обеспечения устойчивого экономического роста и повышения уровня и качества жизни населения Удмуртской Республики.


Мероприятия в сфере финансовой грамотности ориентированы на все целевые группы населения Удмуртской Республики.



II. Основные положения


Программа определяет приоритеты, цели, задачи, основные направления эффективного достижения целей и решения задач в сфере финансовой грамотности населения Удмуртской Республики.


В Программе используются следующие понятия:


финансовая грамотность - результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния;


финансовая культура - процесс финансового развития общества, который предполагает не только знания, но и ответственное отношение к финансам, а также формирование навыков управления личным бюджетом;


финансовое образование - процесс, посредством которого потребители финансовых услуг (инвесторы) улучшают свое понимание финансовых продуктов, концепций и рисков и с помощью информации, обучения развивают свои навыки и повышают осведомленность о финансовых рисках и возможностях, делают осознанный выбор в отношении финансовых продуктов и услуг, знают, куда обратиться за помощью, а также принимают другие эффективные меры для улучшения своего финансового положения;


основы финансово грамотного поведения - сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия успешных и ответственных решений на финансовом рынке и являющихся результатом целенаправленной деятельности по повышению финансовой грамотности.


Высокий уровень финансовой грамотности населения оказывает положительное влияние на экономику региона, а также на уровень благосостояния и доходов граждан, в том числе:


повышает уровень пользования финансовыми продуктами, прозрачность финансового рынка и стабильность рынков;


способствует увеличению числа добросовестных заемщиков, снижению кредитных и репутационных рисков банков;


повышает финансовое благосостояние граждан благодаря рационализации семейного бюджета, увеличению горизонта планирования, развитию способности управлять финансами в течение жизненного цикла семьи;


обеспечивает защиту от мошенничества, повышает финансовую безопасность граждан.



III. Содержание основных проблем, препятствующих участию граждан в деятельности на рынке финансовых услуг


Финансовый аспект затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности граждан по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.


На сегодняшний день существуют несколько особо значимых проблем на этапе развития финансовой грамотности населения Удмуртской Республики:


1. Фрагментарный характер преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, отсутствие системного подхода в финансовом просвещении различных слоев населения, а также недостаток квалифицированных преподавателей по финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг и взаимодействия с финансовыми организациями, а также с органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.


2. Низкий уровень финансовой и инвестиционной грамотности населения, отставание процесса усвоения знаний по основам финансового рынка от развития самого рынка.


Ключевой проблемой участия граждан в деятельности на рынке финансовых услуг является их слабая подготовленность по базовым вопросам функционирования рынка, его регулирования и правового обеспечения.


Инфляционные процессы, риски бытового и криминального характера негативно влияют на денежные накопления граждан. Вовлечение накоплений населения в экономический оборот необходимо рассматривать не только как источник капиталовложений в экономику, но и как один из путей защиты и постепенного роста личных сбережений граждан, что является важной социальной задачей, решение которой призвано позитивно повлиять на экономическое и социальное положение жителей республики.


3. Высока актуальность проблемы информированности граждан о правах потребителей финансовых услуг и способах их защиты, в связи с тем, что на финансовом рынке отсутствует постоянная практика информирования населения и финансового консультирования клиентов в целях разъяснения рисков, сопутствующих конкретному финансовому продукту.


Неумение граждан пользоваться общедоступной системой информирования (средствами массовой информации) и консультирования по вопросам функционирования рынка финансовых услуг, в том числе ориентированных на решение социальных проблем.


Несмотря на определенный рост знаний населения в финансовых вопросах, достигнутый уровень экономической грамотности нельзя признать достаточным. Для большинства населения существенную проблему представляет специфика осуществления финансовых сделок. Население, как правило, не сопоставляет между собой доходность и надежность актива, не осознает ответственность и последствия заключаемых сделок, с непониманием встречает обычные для профессиональных участников рынка условия проведения финансовых операций.


4. Низкий уровень доверия граждан к инструментам, институтам и механизмам финансового рынка, а также к государственным органам, осуществляющим регулирование и контроль в финансовой сфере.


Существенной проблемой участия граждан в деятельности на рынке финансовых услуг являются повышенные риски как рыночные, так и связанные с непрекращающейся деятельностью мошеннических структур.


Большая часть населения не только хранит воспоминания о финансовых пирамидах, широко распространенных в начале 90-х годов, замороженных вкладах в Сберегательном банке Российской Федерации и потерянных сбережениях в коммерческих банках и иных финансовых компаниях, но и остро реагирует на любые негативные проявления и события на сегодняшнем инвестиционном рынке.


Таким образом, разработка и утверждение Программы является актуальной и необходимой мерой для стимулирования экономически рационального поведения населения и, как следствие, повышения его благосостояния и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества. Реализация Программы позволит потребителям финансовых услуг получить необходимые знания, повысить доверие к финансовой системе, снизить финансовые риски и улучшить уровень личного благосостояния.



IV. Цели и задачи Программы


Целью Программы является содействие формированию у жителей Удмуртской Республики разумного финансового поведения, их ответственного отношения к личным финансам, а также защита их интересов как потребителей финансовых услуг.


Программа направлена на решение следующих задач:


создание устойчивых институциональных механизмов реализации программ повышения финансовой грамотности с участием исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, образовательных организаций, неправительственных организаций, финансового сектора;


использование и доведение до потребителя образовательных программ и инструментов повышения финансовой грамотности через институты и каналы как формального, так и неформального образования - для учащихся дошкольного и школьного возраста, студентов образовательных организаций среднего профессионального образования и высшего образования, а также взрослого трудоспособного населения;


проведение мероприятий по информированию населения о правах потребителей финансовых услуг и повышению финансовой грамотности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»