(с изменениями на 15 марта 2024 года)
(в ред. Постановлений администрации г. Тулы от 30.09.2021 N 1433, от 02.11.2021 N 1497, от 27.01.2022 N 36, от 28.03.2022 N 178, от 11.05.2022 N 280, от 17.10.2022 N 560, от 30.03.2023 N 154, от 15.03.2024 N 124)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением администрации города Тулы от 16.09.2013 N 3117 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования город Тула", Постановлением администрации города Тулы от 07.10.2013 N 3306 "Об утверждении перечня муниципальных программ муниципального образования город Тула", на основании Устава муниципального образования город Тула администрация города Тулы постановляет:
1. Утвердить муниципальную программу муниципального образования город Тула "Поддержка и развитие социально ориентированных некоммерческих организаций и территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании город Тула" (приложение).
2. Разместить Постановление на официальном сайте муниципального образования город Тула в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Постановление вступает в силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.
Глава администрации города Тулы
Д.В.МИЛЯЕВ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ТУЛА "ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД ТУЛА"
(в ред. Постановления администрации г. Тулы от 15.03.2024 N 124)
В Тульской области зарегистрированы 1643 некоммерческие организации, из них свыше организаций 800 работают в городе Туле. Администрация города Тулы взаимодействует с 201 некоммерческой организацией.
Некоммерческие организации участвуют во всех основных сферах жизнедеятельности города: поддерживают детей с особенностями развития и детей-сирот, малообеспеченные и многодетные семьи, заботятся об экологии города и помогают бездомным животным, занимаются воспитанием молодого поколения, поддержкой людей с ограниченными возможностями здоровья, улучшением жилого пространства и развитием территориального общественного самоуправления, популяризацией спорта и другой социально ориентированной деятельностью.
На территории муниципального образования город Тула более 400000 жителей объединены в территориальные общественные самоуправления (далее - ТОС). По состоянию на 01.01.2024 в Туле создано 113 ТОС, 24 из них зарегистрированы в качестве юридических лиц. 113 руководителей ТОС, 133 сельских старосты и более 400 старших по домам являются не только партнерами администрации, но и полноправными участниками социально-экономического развития города, особенно в вопросах благоустройства придомовых территорий и общественных пространств.
Социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СО НКО) и ТОС могут внести вклад в реальное освоение жителями муниципальных образований возможностей общественного участия в местном самоуправлении, в т.ч. формируя определенный уровень доверия, связей в обществе и культуры отношений. Для решения задач социально-экономического развития муниципального образования ключевым фактором успеха становится поддержка жителями предлагаемых изменений.
Для организации эффективного взаимодействия СО НКО, ТОС и органов местного самоуправления, обеспечения полноценного участия представителей общественности в формировании муниципальной политики, в разработке и реализации муниципальных программ необходимо формирование постоянно действующих площадок и механизмов взаимодействия.
Приоритетные направления поддержки выделены на основании анализа имеющихся проблем некоммерческого сектора и определяются как для общей, так и для специальной поддержки СО НКО и ТОС. Приоритетные направления общей поддержки СО НКО и ТОС оказывают влияние на максимально возможное число организаций, которым может быть оказана муниципальная поддержка.
С учетом особенностей функционирования некоммерческого сектора в муниципальном образовании город Тула, к числу приоритетных направлений общей поддержки СО НКО и ТОС относятся:
- развитие инфраструктуры информационной, консультационной поддержки, а также поддержки в области развития кадрового потенциала СО НКО и ТОС;
- проведение научно-исследовательских работ по проблемам деятельности и развития СО НКО и ТОС, проведение мониторингов и оценки состояния и результативности мер поддержки СО НКО и ТОС;
- содействие повышению эффективности, профессионализма и устойчивости деятельности СО НКО и ТОС.
Определение приоритетов в специальных направлениях муниципальной поддержки СО НКО и ТОС способствует стимулированию и обеспечению роста инновационного характера деятельности СО НКО и ТОС.
Для обеспечения эффективности муниципальной политики, проводимой в отношении СО НКО и ТОС, предполагается поэтапное внедрение через определение специальных направлений поддержки избирательного подхода в системе развития СО НКО и ТОС, что должно быть закреплено соответствующей программой поддержки СО НКО и ТОС в муниципальном образовании.
Развитие инфраструктурной поддержки некоммерческих организаций на муниципальном уровне включает в себя создание ресурсных центров как основы данного вида поддержки СО НКО и ТОС.
На базе ресурсных центров (далее - РЦ) оказываются специализированные услуги на бесплатной или льготной основе субъектам социально ориентированной деятельности (зарегистрированным НКО и инициативным группам): юридическая поддержка, консультационная (по различным вопросам деятельности НКО), информационная, подготовка кадров, предоставление помещений и оборудования, методическая поддержка, привлечение финансирования на проекты и общественные инициативы и мн. др. Таким образом, ресурсные центры уменьшают издержки СО НКО и ТОС в доступе к консультационным, информационным и иным услугам, существующим на рынке, но недоступным для НКО по параметрам цены, или производят специализированные услуги, учитывающие специфику некоммерческой деятельности в социально значимых сферах, которые отсутствуют на рынке соответствующих услуг.
Услуги РЦ могут включать в себя предоставление оборудованного рабочего места, предоставление юридического и бухгалтерского сопровождения, управленческий консалтинг и проведение стратегического планирования, создание маркетингового плана и т.д.
Кроме того, ресурсные центры могут проводить мероприятия, направленные на организацию взаимодействия между СО НКО, ТОС, органами местного самоуправления, социально ориентированным бизнесом и предпринимательскими объединениями, а также проводить различные конкурсы, способствующие выявлению наиболее эффективно работающих СО НКО и ТОС, тех, чей положительный опыт может послужить отличным примером для других НКО, работающих в смежных сферах.
Одним из ведущих факторов обеспечения социальной эффективности и результативности СО НКО и ТОС является уровень развития человеческого потенциала, качество управления и работы руководителей, персонала и добровольцев СО НКО. В связи с этим определяющую роль играет наличие навыков и опыта, уровень компетенции специалистов и добровольцев данных организаций.
Конечными целями мероприятий по подготовке кадров в сфере СО НКО и ТОС являются: снижение барьеров, связанных с отсутствием необходимых знаний и навыков о ведении некоммерческой деятельности у сотрудников и добровольцев вновь образованных социально ориентированных НКО, повышение качества управления и развитие существующих СО НКО и ТОС, в т.ч. в направлениях, необходимых для решения актуальных социальных задач, обеспечение некоммерческих организаций специалистами.
С целью информационного обеспечения социально значимой деятельности СО НКО и ТОС информационная поддержка СО НКО и ТОС осуществляется в виде:
- создания информационных систем, электронных баз данных и интернет-ресурсов в целях их поддержки;
- размещения информационных материалов о деятельности СО НКО и ТОС в телевизионном и радиовещательном эфире, а также в печатных СМИ;
- проведения конкурсов проектов для получения субсидий на распространение социальной рекламы; организации целевого распространения информации, адресованной СО НКО и ТОС;
- содействия в создании и работе интернет-страниц СО НКО и ТОС и информационно-просветительских ресурсов;
- организации семинаров, конференций и иных мероприятий, направленных на повышение уровня информированности СО НКО и ТОС;
- публикаций инструктивных, справочных материалов, бюллетеней, каталогов, справочно-информационных и иных изданий, способствующих решению проблем СО НКО и ТОС.
Создание информационного портала для СО НКО относится к числу рекомендуемых мер информационной поддержки СО НКО.
В качестве дополнительных мер поддержки социальной журналистики проводятся обучающие и информационные мероприятия для журналистов, конкурсы журналистских работ соответствующей тематической направленности и другие меры поддержки взаимодействия журналистского сообщества с СО НКО и ТОС.
Также важным направлением является формирование, развитие и совершенствование системы образовательной поддержки участников СО НКО и ТОС. При формировании образовательной поддержки СО НКО и ТОС предлагается учитывать существование в муниципальном образовании различных обучающих программ и мероприятий, в которых происходит повышение квалификации персонала некоммерческих организаций вне муниципальной программы поддержки социально ориентированных НКО.
Основными приоритетами в реализации муниципальной политики в сфере поддержки СО НКО и ТОС являются:
- повышение эффективности взаимодействия администрации города Тулы, социально ориентированных некоммерческих организаций и территориальных общественных самоуправлений посредством информированности населения о деятельности органов местного самоуправления;
- реализация механизма муниципальной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и территориальных общественных самоуправлений на конкурсной основе с целью широкого использования интеллектуального, научного, культурного потенциала жителей муниципального образования город Тула для решения вопросов местного значения;
- создание условий для развития территориальных общественных самоуправлений для решения проблем местного сообщества;
- повышение активности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и территориальных общественных самоуправлений посредством создания условий для ведения их деятельности.
Целью муниципальной программы является развитие института территориальных общественных самоуправлений, социально ориентированных некоммерческих организаций, вовлечение большего количества жителей муниципального образования город Тула в деятельность местного самоуправления.
Достижение цели и значений показателей муниципальной программы будет осуществляться посредством реализации ее структурных элементов:
- комплекс процессных мероприятий "Реализация мероприятий по повышению эффективности взаимодействия администрации города, социально ориентированных некоммерческих организаций и территориальных общественных самоуправлений, поддержке и развитию социально ориентированных некоммерческих организаций и территориального общественного самоуправления";
- комплекс процессных мероприятий "Предоставление субсидий (грантов) социально ориентированным некоммерческим организациям и территориальным общественным самоуправлениям для осуществления социально значимых программ, мероприятий и общественно-гражданских инициатив в муниципальном образовании город Тула";
- комплекс процессных мероприятий "Проведение конкурсов "Активный сельский староста", "Активный руководитель территориального общественного самоуправления", "Активный старший по территории";
- комплекс процессных мероприятий "Реализация мероприятий по созданию условий для ведения деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и территориальных общественных самоуправлений".