Действующий

Об утверждении Программы развития агропромышленного комплекса Омской области до 2025 года (с изменениями на 30 мая 2024 года)



Таблица 11. Планируемый объем экспорта продукции пищевой и перерабатывающей промышленности Омской области за 2020 - 2025 годы, млн. долларов США

Наименование продукции

Объем экспорта

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

Масложировая продукция

30 <*>

38

45

52

57

58

Готовая продукция

50,1

59,7

71,1

84,8

93,5

95,4

в том числе:

кондитерские изделия

30

36

42

49

55

56,7

колбасные изделия

6,5

7,5

10

14

19

16

продукты глубокой переработки зерновых

4

5,5

7,7

8,8

9

9

напитки

6

6,8

7

8

8,2

8,3

Молочная продукция

7,9

9,1

12

17

18

19

Итого

88

106,8

128,1

153,8

168,5

172,4


Производство масложировой продукции является важнейшим элементом достижения планового показателя до 2025 года. Масличные культуры сочетают в себе высокую потенциальную урожайность семян с высоким содержанием масла.


Увеличение производства масличных культур обеспечит загрузку перерабатывающих предприятий и внутренние потребности региона в полном объеме, а также ориентирует отрасль на экспорт. Одним из крупнейших производителей и экспортеров масложировой продукции в регионе является ООО "Благо-Омск".


Также расширяют производство следующие компании: ООО "Омскойл", ООО "Сибирское масло", ООО "Омский рапс". Еще одна компания, ООО "АгроТрейд", планирует в 2021 году ввести в эксплуатацию завод по глубокой переработке семян масличных культур мощностью 16 тыс. тонн растительных масел в год.


Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности - также одна из важных задач развития производственного и экспортного потенциала региона. Одной из основных экспортоориентированных подотраслей пищевой промышленности является производство кондитерских изделий, которое занимает более 35% от объема экспорта продукции пищевой и перерабатывающей промышленности.


В производстве и экспорте кондитерских изделий положительная динамика будет обеспечена через реализацию проектов по расширению производственных мощностей, а также расширение ассортиментной линейки готовой продукции и введение товаров-комплиментов у основных производителей данного вида продукции (ОАО "Сладонеж", ООО "Сладуница").


Значительную долю экспорта пищевой и перерабатывающей промышленности занимают колбасные изделия, продукты глубокой переработки зерновых и напитки.


Для увеличения объемов производства и, как следствие, экспорта продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, необходимо развитие промышленной переработки зерновых и зернобобовых, мясных и молочных продуктов, а также первичной переработки продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями.


Визитной карточкой пищевого комплекса региона остаются водка "Пять Озер" (ООО "Омсквинпром"), макаронные изделия и мука "Добродея" (ОАО "Омская макаронная фабрика"), минеральная вода "Омская-1" (закрытое акционерное общество (далее - ЗАО) "Завод розлива минеральной воды "Омский"), плавленый сыр "Омичка" (ООО "Ястро"), мука "Белый терем" (ОАО "Мельница"), продукты молочные сгущенные "ЛюбиМо" (АО "Любинский молочноконсервный комбинат"), колбасные изделия "Инди", "Богатство Сибири" (ООО "Сибирские колбасы").


Экспортные поставки продукции агропромышленного комплекса Омской области развиваются в направлениях стран ближнего зарубежья: ключевыми потребителями омской продукции являются Республика Казахстан, Республика Беларусь (доля продукции пищевой и перерабатывающей промышленности в общем объеме экспортируемой продукции АПК в указанные страны составляет более 50%).


Перспективными направлениями наращивания экспорта готовой продукции являются страны Центральной Азии (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия), Восточной и Юго-Восточной Азии (Китай, Монголия, Япония, Вьетнам, Индонезия, Таиланд, Филиппины), Северной Африки (Алжир, Египет, Ливия, Тунис), а также Афганистан, Пакистан, Иран, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты.


Данные направления ограничены в связи с высокой стоимостью железнодорожного тарифа при осуществлении экспортных поставок, высокими расходами при осуществлении морских перевозок через морские порты (порт Владивосток, порт Новороссийск). В этой связи товаропроизводители реализуют свою продукцию не напрямую, а крупным трейдерам в ущерб экономической выгоде.


Развитие направления в страны Центральной Азии также ограничено высокой стоимостью железнодорожного тарифа при осуществлении транзитных поставок через Республику Казахстан.


Несмотря на единое Таможенное экономическое пространство, транзитный тариф для российских грузоотправителей на 16% выше аналогичного тарифа на транзитную перевозку продукции через Российскую Федерацию.