Действующий

О внесении изменения в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 510-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы"



5.1.2. Анализ причин возникновения проблемы, включая правовое обоснование


Диспаритет между темпами развития краевой экономики и уровнем обеспеченности автодорожной инфраструктурой экономических процессов возник в результате двух причин институционального и исторического характера.


Первая причина - дефицит финансирования работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных свойств дорожной сети. В результате недостаточного финансирования в период 2003 - 2019 годов выполняемые объемы работ по содержанию и ремонту дорог не обеспечивали восстановления ежегодного износа, в результате чего к 1 января 2020 года 4591,46 км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения не соответствуют ни потребительским свойствам, ни нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию дорог и требуют безотлагательного ремонта.


Возникновение так называемого "отложенного ремонта" является причиной повышения капиталоемкости отложенных работ, так как в этом случае мероприятия по ремонту уже не являются текущими, а могут быть перенесены в разряд капитальных.


Кроме того, в последние годы практически отсутствуют строительство и реконструкция автомобильных дорог.


Второй причиной несоответствия темпов развития краевой экономики качественным показателям краевой дорожной сети является историческое изменение экономических приоритетов.


В период создания транспортного автодорожного каркаса (60 - 80-е годы прошлого столетия) была поставлена и решена задача обеспечения автодорожной доступности в наиболее густонаселенных районах центра и юга Красноярского края на основе безальтернативных радиально-стержневых транспортных схем. Несмотря на принимаемые меры в последние годы, конфигурация сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения все еще имеет преимущественно радиальную структуру с недостаточным числом соединительных и хордовых дорог. Подобная организация сети имеет недостаточную эффективность в связи с увеличением протяженности маршрутов движения и, как следствие, перепробегом автомобильного транспорта. Связь соседних районных центров из-за отсутствия дорожной сети по кратчайшим направлениям и близко расположенных сельских населенных пунктов, относящихся к разным районам, осуществляется через региональную и федеральную дорожные сети, что приводит, с одной стороны, к их перегрузке, а с другой - к неэффективности перевозок.


Принятый в последние годы вектор развития Красноярского края, ориентированный на рост добычи и переработки в горно-добывающей, нефтегазовой и лесной отраслях, формирует новые центры инвестиционной деятельности, расположенные в северных территориях края (Богучанский, Кежемский, Северо-Енисейский районы, Эвенкийский муниципальный район). Исторически сеть автомобильных дорог в указанных территориях была крайне не развита. Отсутствие автодорожного доступа к участкам нефтегазоносной площади и лесосырьевым ресурсам сдерживает развитие инвестиционных процессов в реальном секторе экономики, который на ближайшую и среднесрочную перспективу должен стать основой экономического развития края. Это, в свою очередь, означает необходимость создания нового транспортного комплекса Красноярского края, который будет в полной мере ориентирован на историческую смену экономических приоритетов.


Причиной существующего неудовлетворительного состояния сети автомобильных дорог общего пользования местного значения является отсутствие необходимых финансовых, кадровых, материальных ресурсов для проведения регламентных дорожных работ.


В результате недостаточного ежегодного финансирования работ по содержанию, ремонту и модернизации автомобильных дорог ухудшается транспортно-эксплуатационное состояние существующей сети автомобильных дорог в Красноярском крае.


Основной задачей, стоящей перед отраслью, является обеспечение сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, стоимостью основных фондов более 40 млрд рублей.


Прогнозируемый рост количества транспортных средств, увеличение грузоподъемности и объемов грузовых и пассажирских перевозок на автомобильном транспорте приведет к увеличению интенсивности движения и осевых нагрузок. Это обуславливает неотложную потребность в развитии, совершенствовании и модернизации сети автомобильных дорог Красноярского края в соответствии с темпами социально-экономического развития и уровнем автомобилизации.


Формирование транспортной доступности территорий края является ключевой основой развития региона. Путем развития сети автомобильных дорог будут созданы условия для свободного передвижения людей и грузов по территории края.


В связи с неудовлетворительным состоянием подъездов к отдаленным сельским населенным пунктам, особенно в осенне-весенний период, сокращается сельскохозяйственная деятельность и идет отток из сельских поселений трудоспособного населения в города.


Из года в год люди расплачиваются жизнью или получают увечья из-за простой ошибки во время движения. Человеческий фактор не позволяет полностью предотвратить ошибки как водителей, так и пешеходов. Тем не менее можно смягчить последствия столкновений, повысив безопасность автомобильных дорог. Более того, можно снизить уровень риска, если уделять больше внимания безопасности поведения на автомобильных дорогах.