Недействующий

О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.09.2013 N 376 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса" на 2014 - 2024 годы



1.6. Развитие несырьевого неэнергетического экспорта в Кузбассе


Кузбасс - экспортно ориентированный регион, который обеспечивает 41% экспорта Сибирского федерального округа, 3,7% экспорта Российской Федерации (это 4-е место среди всех субъектов).


Экспорт Кемеровской области в 2019 году составил 14,9 млрд. долларов США и по сравнению с аналогичным периодом 2018 года снизился на 9,5%. Доля экспорта во внешнеторговом обороте области составила 94,5% (в 2018 году - 94,8%). При этом из всего объема экспорта 70% - это сырьевой экспорт. В товарной структуре экспорта преобладали топливно-энергетические товары (уголь, нефтепродукты, кокс), и их доля в 2019 году снизилась на 1,6 процентных пункта до 78,3%. Главным экспортируемым товаром является уголь. Кузбасс обеспечивает 65,6% общероссийского экспорта угля. Это создает высокую зависимость экономики региона от ценовой конъюнктуры на рынке угля. Экспортные операции в 2019 году осуществлялись с партнерами из 100 стран мира, в том числе в Тайвань (Китай) - 12,7% от общего объема экспорта, Республику Корея - 10,6%, Японию - 9%, Германию - 7,5%, Нидерланды - 6,9%, Китай - 5,5%, Турцию - 4,7%, Казахстан - 3,8%, Польшу - 3,7%, Индию - 3,2%, Украину - 2,6%, Латвию - 2,6%, прочие страны - 27,2%.


За 2019 год кузбасские угледобывающие компании отгрузили 134,8 млн. тонн угля в 61 страну мира, что на 3,1% ниже, чем в 2018 году. При этом поставки угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (в 12 стран из 47) в 2019 году снизились на 1,1% и составили 48,1 млн. тонн, а в страны Евросоюза (в 26 страны из 28) - на 2% и составили 59 млн. тонн.


Доля несырьевого неэнергетического экспорта - 23,7%. В его состав вошли продукция металлургической, химической, машиностроительной продукции, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, фармацевтическая продукция и др.


Экспорт металлов и изделий из них (черных металлов и изделий из них, алюминия необработанного) в 2019 году (по сравнению с 2018 годом) в физическом объеме увеличился на 14,0%, а в стоимостном объеме снизился на 4,2%.


Поставки на экспорт химической продукции в физическом объеме увеличились на 9%, а в стоимостном объеме снизились на 3,7% (до 850,7 тыс. тонн и 353,7 млн. долларов США соответственно). В 2019 году в основном осуществлены поставки соединений гетероциклических и удобрений азотных.


Экспорт продовольственных товаров и сырья в физическом объеме в 2019 году увеличился на 13,3%, а в стоимостном объеме - на 12%, и составил соответственно 198,1 тыс. тонн и 314,7 млн. долларов США. Основная доля экспорта приходится на шоколад, хлеб и мучные кондитерские изделия, крепкие спиртные напитки.


Экспорт услуг Кузбасса находится в стадии становления - доля экспорта услуг составляет менее 1% в валовом региональном продукте (далее - ВРП) Кузбасса (по расчетным данным - 0,12% к ВРП 2017 года). По данным статистики Центрального банка Российской Федерации, объем экспорта услуг Кемеровской области - Кузбасса в 2019 году составил 94,44 млн. долларов США - это всего 0,15% экспорта услуг Российской Федерации, 2,78% от экспорта услуг Сибирского федерального округа (6-е место).


Кузбасс характеризуется монопрофильной экономикой, из чего следует прямая зависимость социально-экономического развития региона от угольной промышленности. В связи с этим развитие несырьевого, неэнергетического экспорта и диверсификация экономики являются ключевыми задачами экономического развития региона.


Сдерживающими факторами по росту кузбасского экспорта за 2019 год являются падение цен на уголь на мировых рынках и логистические трудности с экспортом угля на Восток. В 2019 году по сравнению с 2018 годом мировые цены снизились на энергетические угли в 1,8 раза, коксующиеся - в 1,3 раза.


В среднесрочной перспективе в сфере развития несырьевого неэнергетического экспорта актуальными являются следующие вопросы:


выход на рынки стран СНГ;


развитие электронной экспортной торговли, поиск иностранных контрагентов для малого бизнеса и предпринимателей до осуществления внешнеторговой сделки;


обучение и подготовка специалистов в сфере внешнеэкономической деятельности;