ПРАВИТЕЛЬСТВО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2020 года N 811


Об утверждении программы "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области - Кузбассе" на 2020 - 2023 годы

(с изменениями на 16 июня 2023 года)

(в ред. постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 13.08.2021 N 489, от 16.06.2023 N 393)




В целях дальнейшего развития и укрепления системы защиты прав потребителей в Кемеровской области - Кузбассе, повышения социальной защищенности граждан Правительство Кемеровской области - Кузбасса постановляет:


1. Утвердить прилагаемую программу "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области - Кузбассе" на 2020 - 2023 годы.


2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса".


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Кемеровской области - Кузбасса - министра промышленности и торговли Кузбасса Старосвета Л.В.


(п. 3 в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 16.06.2023 N 393)


4. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01.06.2020.



И.о. Губернатора
Кемеровской области - Кузбасса
В.Н.ТЕЛЕГИН



Утверждена
постановлением Правительства
Кемеровской области - Кузбасса
от 30 декабря 2020 г. N 811



ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССЕ" НА 2020 - 2023 ГОДЫ

(в ред. постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 13.08.2021 N 489, от 16.06.2023 N 393)




Паспорт программы "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области - Кузбассе" на 2020 - 2023 годы

Наименование программы

Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области - Кузбассе на 2020 - 2023 годы (далее - Программа)

Директор Программы

Заместитель председателя Правительства Кемеровской области - Кузбасса - министр промышленности и торговли Кузбасса

(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 16.06.2023 N 393)

Основные разработчики Программы

Министерство промышленности и торговли Кузбасса;

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области - Кузбассу

(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 13.08.2021 N 489)

Ответственный исполнитель Программы

Министерство промышленности и торговли Кузбасса

(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 13.08.2021 N 489)

Участники Программы

Министерство промышленности и торговли Кузбасса;

Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей

промышленности Кузбасса;

Министерство экономического развития Кузбасса;

Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса;

Министерство транспорта Кузбасса;

Министерство образования Кузбасса;

Министерство науки, высшего образования и молодежной политики Кузбасса;

Министерство труда и занятости населения Кузбасса;

Региональная энергетическая комиссия Кузбасса;

Комитет по охране объектов культурного наследия Кузбасса;

Министерство физической культуры и спорта Кузбасса;

Министерство цифрового развития и связи Кузбасса;

Министерство строительства Кузбасса;

Управление ветеринарии Кузбасса;

Управление Гостехнадзора Кузбасса;

Министерство социальной защиты населения Кузбасса;

Министерство здравоохранения Кузбасса;

Министерство культуры и национальной политики Кузбасса;

Государственная жилищная инспекция Кузбасса;

Инспекция государственного строительного надзора Кузбасса;

органы местного самоуправления (по согласованию);

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области - Кузбассу (по согласованию);

Отдел (инспекция) государственного надзора по Республике Хакасия, Республике Тыва и Кемеровской области Восточного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (по согласованию);

Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Кемеровской области - Кузбассе" (по согласованию);

Управление Россельхознадзора по республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области - Кузбассу (по согласованию);

Главное управление МВД России по Кемеровской области (по согласованию);

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области - Кузбассе" (по согласованию);

Территориальный орган Росздравнадзора по Кемеровской области - Кузбассу (по согласованию);

Управление Роскомнадзора по Кемеровской области - Кузбассу (по согласованию);

Отделение по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию);

Союз "Кузбасская торгово-промышленная палата" (по согласованию);

Кемеровское областное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" (по согласованию);

многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Кемеровской области - Кузбасса;

общественные объединения потребителей;

образовательные организации, расположенные на территории Кемеровской области - Кузбасса

(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 16.06.2023 N 393)

Цели Программы

Развитие системы обеспечения прав потребителей в Кемеровской области - Кузбассе, направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты потребителями;

повышение уровня правовой грамотности и информированности по вопросам защиты прав потребителей населения и хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Кемеровской области - Кузбасса;

соблюдение требований законодательства о защите прав потребителей

Задачи Программы

Дальнейшее формирование и обеспечение функционирования системы защиты прав потребителей в Кемеровской области - Кузбассе;

координация деятельности всех участников по достижению целей Программы;

повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь для их наиболее уязвимых категорий;

системная оценка состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей;

обеспечение защиты прав потребителей наиболее уязвимых категорий потребителей;

развитие волонтерского движения для вовлечения населения в активное участие в различных мероприятиях Программы;

формирование у населения навыков рационального потребительского поведения;

повышение правовой грамотности населения Кемеровской области - Кузбасса в сфере защиты прав потребителей путем регулярного и системного информирования;

правовое просвещение хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке Кемеровской области - Кузбасса;

стимулирование повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых на потребительском рынке Кемеровской области - Кузбасса;

содействие органам местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса в решении задач по защите прав потребителей;

развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров и повышения квалификации специалистов в сфере розничной торговли и оказания услуг (выполнения работ);

поддержка общественных организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению защиты прав потребителей в Кемеровской области - Кузбассе

Целевые показатели Программы

Количество муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса, в которых оказываются бесплатные консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей (консультационные центры и пункты для потребителей ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области - Кузбассе"):

2020 год - 19,

2021 год - 20,

2022 год - 20,

2023 год - 21;

количество консультаций в сфере защиты прав потребителей на 100 тыс. населения Кемеровской

области - Кузбасса:

2020 год - 270,

2021 год - 280,

2022 год - 290,

2023 год - 300;

количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности, на 100 тыс. населения Кемеровской области - Кузбасса:

2020 год - 315,

2021 год - 330,

2022 год - 340,

2023 год - 350;

количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности, на 100 тыс. населения Кемеровской области - Кузбасса:

2020 год - 27,

2021 год - 30,

2022 год - 33,

2023 год - 36;

количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей, на 100 тыс. населения Кемеровской области - Кузбасса:

2020 год - 280,

2021 год - 285,

2022 год - 290,

2023 год - 295;

удельный вес продукции (проб), реализуемой на территории Кемеровской области - Кузбасса, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего объема исследованной продукции):

2020 год - 5,6%,

2021 год - 5,6%,

2022 год - 5,5%,

2023 год - 5,5%

(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 13.08.2021 N 489)

Сроки реализации Программы

2020 - 2023 годы

Ожидаемые результаты реализации Программы

Развитие в Кемеровской области - Кузбассе сети общественных приемных по вопросам защиты прав потребителей для оказания населению бесплатной консультационной помощи, в том числе за счет организации консультирования на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных организаций и обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей;

повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации;

повышение правовой грамотности населения за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей;

снижение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка;

повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, исполнителей услуг (работ) посредством комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей;

повышение активности и эффективности деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления по защите прав потребителей, волонтерского движения за счет государственной поддержки, в том числе в виде грантов, субсидий на целевые мероприятия;

поддержание баланса интересов потребителей и хозяйствующих субъектов за счет создания устойчивой системы развития саморегулируемого (добросовестного) бизнеса, производящего (реализующего) конкурентоспособные, качественные товары (работы, услуги);

поддержание баланса интересов потребителей и хозяйствующих субъектов, возрастания конкурентоспособности товаров и услуг в связи с ростом их качества;

увеличение количества фактов добровольного удовлетворения законных требований потребителей продавцами (исполнителями), в том числе с применением процедуры медиации



1. Характеристика текущего состояния обеспечения прав потребителей в Кемеровской области - Кузбассе


Программа представляет собой комплекс целевых ориентиров, направленных на создание в Кемеровской области - Кузбассе условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, снижение социальной напряженности на потребительском рынке Кемеровской области - Кузбасса.


Национальная политика в сфере защиты прав потребителей призвана способствовать достижению стратегической цели социально-экономического курса Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации - повышению уровня жизни населения, усилению государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации.


В настоящее время законодательство о защите прав потребителей предоставляет ряд преференций потребителю как экономически более слабому звену. Однако в связи с тем, что технический прогресс несколько опережает принятие соответствующих правовых актов, актуальным вопросом остается минимизация рисков для потребителей.


Правительство Российской Федерации регулярно уделяет внимание совершенствованию государственного регулирования сферы потребительских отношений, поскольку равная и реальная защита интересов потребителей может быть обеспечена только при соответствующем комплексном и системном подходе.


Правовой основой защиты прав потребителей в Российской Федерации является принятие Закона Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.


Стратегической целью национальной политики в сфере защиты прав потребителей является создание равных и реальных условий для реализации гражданами - потребителями своих законных интересов и прав повсеместно на территории Российской Федерации. При этом перед государством стоит задача обеспечить наличие правовых и организационных основ, позволяющих адекватно уровню развития экономики и общества формировать и реализовывать все многообразие направлений национальной политики в сфере защиты прав потребителей.


Под национальной системой защиты прав потребителей принято понимать совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей.


В Кемеровской области - Кузбассе система защиты прав потребителей включает в себя:


уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области - Кузбассу;


иные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;


высший исполнительный орган Кемеровской области - Кузбасса Правительство Кемеровской области - Кузбасса;


(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 16.06.2023 N 393)


Министерство промышленности и торговли Кузбасса;


(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 13.08.2021 N 489)


органы местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса;


общественные объединения потребителей Кемеровской области - Кузбасса.


За время существования системы защиты прав потребителей в регионе отработано взаимодействие и организована ее согласованная работа через межведомственный координационный совет по защите прав потребителей в Кемеровской области - Кузбассе.


На 2020 - 2023 годы определены следующие приоритеты:


1. Дальнейшее развитие и совершенствование системы защиты прав потребителей на территории Кемеровской области - Кузбасса:


дальнейшее развитие взаимодействия между Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области - Кузбассу, Министерством промышленности и торговли Кузбасса, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей, в том числе в рамках межведомственного координационного совета по защите прав потребителей в Кемеровской области - Кузбассе и Программы;


(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 13.08.2021 N 489)


организация различных форм информирования и консультирования граждан на уровне городских и муниципальных округов, муниципальных районов;


действенное функционирование муниципальных межведомственных координационных советов по защите прав потребителей;


разработка и принятие муниципальных программ развития комплексной защиты прав потребителей.


Анализ деятельности органов местного самоуправления показывает, что за последние годы количество специалистов, занимающихся вопросами защиты прав потребителей, сокращается. Недостаточное внимание к данному вопросу со стороны органов местного самоуправления негативно сказывается на уровне защищенности потребителей от действий недобросовестных изготовителей, исполнителей, продавцов, а также на эффективности работы по защите прав потребителей в целом.


Органы местного самоуправления ближе всего находятся к потребителю, поэтому Законом Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" на них возложен ряд функций: рассмотрение жалоб потребителей, их консультирование, предъявление исков в суд по собственной инициативе, по поручению отдельного потребителя либо неопределенного круга потребителей, эффективное выполнение которых в конечном итоге позволило бы повысить уровень правовой защищенности потребителя. По этой причине одним из основных мероприятий Программы является обеспечение деятельности созданных ранее при администрациях муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса информационно-консультационных центров для потребителей.


2. Повышение эффективности и результативности осуществления государственного контроля (надзора), в том числе в наиболее проблемных сферах потребительского рынка.


3. Совершенствование механизма использования судебной защиты прав потребителей, в том числе неопределенного круга потребителей, включая участие в судебных разбирательствах для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.


4. Совершенствование методов работы по рассмотрению обращений граждан о нарушении прав потребителей.


5. Наращивание информационно-просветительской деятельности в сфере защиты прав потребителей, прежде всего в сфере финансовых услуг, услуг связи, дистанционной торговли.


Выполнение перечисленных задач определяет высокий уровень требований к организации работы всех ветвей системы защиты прав потребителей - это защита соответствующих прав конкретного гражданина, чьи нарушенные интересы в полной мере могут быть восстановлены только при должной организации деятельности в масштабах всей Кемеровской области - Кузбасса, включая особую роль органов местного самоуправления.


Стремительное развитие современного рынка товаров и услуг ведет в том числе к новым проблемам правового, экономического, организационного и социального характера. Рынок товаров и услуг как таковой не может обеспечить всем потребителям равные возможности во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Развитие дистанционного способа продаж, в том числе посредством интернет-ресурсов, долевого строительства, потребительского кредитования, медицинских и туристических услуг, услуг связи, жилищно-коммунальная реформа и другие новации не всегда положительно сказываются на потребительских отношениях, имеющих значительное влияние на социально-экономическое положение потребителей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»