Действующий

Об утверждении Государственной программы развития строительной отрасли Республики Крым и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым (с изменениями на 10 июля 2024 года)




1. Оценка текущего состояния строительной отрасли Республики Крым


Строительная отрасль оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие Республики Крым, обеспечивая базовые условия для повышения уровня и качества жизни населения, развития реального сектора экономики. Строительство является важной отраслью экономики, которая занимается проектированием, строительством (капитальным ремонтом) различных объектов. В его задачи входит создание комфортной и безопасной среды жизни и деятельности людей, прежде всего путем взаимодействия участников строительной деятельности, в том числе органов государственной и муниципальной власти, организаций, предприятий, физических лиц, осуществляющих деятельность по созданию, сохранению, улучшению зданий и сооружений на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства.


Строительный комплекс Республики Крым представлен организациями, выполняющими работы по возведению зданий, сооружению мостов, автомобильных дорог, тоннелей, магистральных и местных трубопроводов, линий связи и электропередачи, монтажные, электромонтажные и отделочные работы.


Государственное управление строительным комплексом осуществляется путем разработки и принятия на государственном уровне целевых программ, предусматривающих строительство объектов социально-культурного, жилищного назначения, объектов транспортной и коммунальной инфраструктур.


По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю (далее - Крымстат), объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", включая работы, выполненные хозяйственным способом (далее - объем работ), за 2022 год составил 149,5 млрд рублей, что составляет 126,5% к показателю за 2021 год. Объем работ за январь - сентябрь 2023 года составил 112,86 млрд рублей, темп роста 104,9%, что на 12,1% (12,19 млрд руб.) больше показателя за аналогичный период 2022 года. На формирование показателя оказали влияние реализация крупных инфраструктурных объектов, объектов дорожного (мостового) строительства.


Среднесписочная численность работников по полному кругу организаций в строительной отрасли Республики Крым за 2022 год составила 16555 чел., что на 804 человека (5,1%) больше, чем за 2021 год, и составляет 4,05% в структуре среднесписочной численности работников по Республике Крым. Среднесписочная численность работников по полному кругу организаций в строительной отрасли Республики Крым за январь - сентябрь 2023 года составила 17244 чел., что на 970 человек (5,96%) больше, чем за аналогичный период 2022 года, и составляет 4,2% в структуре среднесписочной численности работников по Республике Крым.


Среднемесячная номинальная заработная плата в сфере строительства по полному кругу организаций за январь - сентябрь 2023 года составила 70558 руб., что на 14,63% (9009 руб.) выше, чем за аналогичный период 2022 года. При этом уровень заработной платы в строительной отрасли за отчетный период на 57,65% (25804 руб.) больше среднего уровня заработной платы по Республике Крым.


Особое внимание в Республике Крым уделяется строительству объектов социального назначения. По данным Крымстата, в 2022 году введены в эксплуатацию водопроводные сети протяженностью 79,9 км, газовые сети длиной 253,2 км, сети канализации протяженностью 7,8 км. Построены новые дошкольные образовательные организации на 1230 мест, введено в действие 3 плавательных бассейна. Туристическая сфера пополнилась гостиницами на 1257 мест. Всего за период с 2014 по 2022 годы построено 137 детских садов на 19 тысяч мест, 9 школ на 6,5 тысячи мест, 155 фельдшерско-акушерских пунктов, 690 спортивных площадок, построено (отремонтировано) около 4000 км дорог, 13,3 тыс. км газовых сетей и т.д.


Одним из инструментов формирования базовой социальной и транспортной инфраструктур Республики Крым является государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 года N 63. Всего предусмотрена реализация более 750 объектов (мероприятий). На текущий момент введены в эксплуатацию 450 объектов на сумму 266,8 млрд руб., в том числе 200 объектов социальной инфраструктуры на сумму 35,2 млрд руб., в их числе: 44 детских сада на 9265 мест, 6 школ на 3944 места, 2 больницы, 40 фельдшерско-акушерских пунктов, 8 многоквартирных домов на 516 квартир общей площадью 34,2 тыс. кв. м, 2 физкультурно-оздоровительных комплекса площадью 3,2 тыс. кв. м, 98 объектов культуры и культурного наследия (4,8 млрд руб.); 250 объектов инженерной инфраструктуры на сумму 231,5 млрд руб., из них 28 объектов газотранспортного комплекса протяженностью 866,9 км, 13 объектов электроснабжения протяженностью 154,2 км, 36 объектов транспортной инфраструктуры, 4 объекта берегоукрепления протяженностью 1,5 км, 3 объекта водообеспечения, 21 объект водоотведения, 18 объектов водоснабжения, 4 гидротехнических сооружения, 2 полигона твердых коммунальных отходов площадью 30 га, 2 набережные площадью 140,5 тыс. кв. м, разработано 98 градостроительных мероприятий и прочие мероприятия. За 11 месяцев 2023 года введено 16 объектов на сумму 19,3 млрд руб., из них - 9 объектов социальной инфраструктуры, в том числе: 5 детских садов на 1230 мест, 2 школы на 1194 места, 2 объекта культурного наследия общей площадью 4508,4 кв. м; 7 объектов инженерной инфраструктуры, из них 3 объекта транспортной инфраструктуры протяженностью 12,5 км; 2 объекта водоотведения; 1 объект водообеспечения мощностью 22 тыс. куб. м/сутки; 1 объект берегоукрепления протяженностью 442 м. В планах ко вводу до конца текущего года еще 23 объекта. В целом в процессе реализации находится 257 объектов, из них в стадии проведения проектно-изыскательских работ - 61 объект, в стадии строительно-монтажных работ - 196 объектов.


Крупнейшими государственными заказчиками Республики Крым являются Государственное казенное учреждение Республики Крым "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым", выполняющее функции государственного заказчика, застройщика, технического заказчика при выполнении инженерных изысканий, проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, реализуемых в рамках государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 года N 63, Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым", осуществляющее функции государственного заказчика на дорогах общего пользования по всему комплексу дорожных работ (отнесены к ведению Министерства транспорта Республики Крым), а также Государственное казенное учреждение Республики Крым "Главное управление капитального строительства Республики Крым", осуществляющее функции заказчика по проектированию, строительству, реконструкции иных объектов капитального строительства, реализуемых за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Крым.


Передовым инструментом достижения стратегических целей и национальных задач в строительстве является цифровизация. Целевым ориентиром мероприятий цифровой трансформации являются формирование и развитие цифровой системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства, отвечающей современным отраслевым вызовам. В результате перехода на цифровые технологии проектирования и управления производственными процессами, внедрения цифровых решений, обеспечения цифрового взаимодействия с заказчиками, подрядчиками, а также с финансовыми организациями повышаются качество управленческих решений, прозрачность и доступность выполняемых работ и услуг, сокращаются сроки их оказания, снижается себестоимость, что приводит к повышению инвестиционной привлекательности строительной отрасли.


Начавшееся в 2023 году широкое внедрение Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации информационной системы управления проектами государственного заказчика в сфере строительства (далее - ИСУП) ставит своей целью перевод в цифровой вид документации, формируемой на этапах строительства объекта. ИСУП - это облачная информационная система для автоматизации процессов управления строительными проектами на уровне государственного (муниципального) заказчика в сфере строительства, позволяющая сопровождать реализацию строительных проектов на этапе их планирования, проектирования и строительства, обеспечивающая в том числе ведение информационной модели, а также создание комплексной инфраструктуры мониторинга и аналитики этапов жизненного цикла объектов капитального строительства. На текущий момент в Республике Крым заключен лицензионный договор передачи неисключительных прав на использование программного продукта, создана межведомственная рабочая группа по вопросам организации перехода на электронный документооборот технической документации и внедрению в Республике Крым ИСУП, сформирован перечень объектов строительства и реконструкции, реализуемых в Республике Крым в 2023 - 2025 годах за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, информация о которых внесена в ИСУП. Проводится работа по наполнению информацией и документацией карточек объектов капитального строительства в ИСУП. Приняты необходимые нормативные правовые акты Республики Крым и соответствующие документы муниципального уровня о ведении с 1 января 2024 года исполнительной документации при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исключительно в электронной форме.


Вместе с тем на сегодняшний день в государственном секторе строительной сферы сохраняются следующие основные проблемы:


- дефицит финансирования ежегодно формируемых республиканских адресных инвестиционных программ, которые утверждаются распоряжением Совета министров Республики Крым (далее - адресная программа);


- недостаточно высокий уровень ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации;