В большинстве концептуальных и стратегических документов Российской Федерации в области экологической безопасности, обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, предусматривается постепенный переход на эффективное обращение с отходами путем их сортировки и максимального извлечения отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья, создание индустрии утилизации отходов.
С развитием законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами и на территории Кировской области также предусматривается обращение с отходами, основанное на максимальном использовании ресурсного потенциала отходов, т.е. ориентированность на извлечение вторичного сырья и минимизацию объемов захоронения отходов. Раздельное накопление ТКО позволит максимально сохранять ресурсную ценность отходов, возможных к дальнейшей утилизации.
Организация системы и создание инфраструктуры раздельного накопления ТКО региональным оператором планируется:
- через организацию в местах накопления ТКО - накопление отдельных фракций ТКО, востребованных на рынке переработки вторичного сырья;
- через организацию экопунктов накопления и сбора отдельных фракций ТКО, востребованных на рынке переработки вторичного сырья.
В целях изучения возможности применения различных механизмов организации системы раздельного накопления на территории Кировской области региональным оператором совместно с уполномоченным органом и иными заинтересованными сторонами возможна реализация пилотных проектов.
Для внедрения системы раздельного накопления отходов отходы вторичного использования целесообразно складировать в отдельные контейнеры или емкости, имеющие специальную маркировку.
Организация системы раздельного накопления ТКО устанавливается правилами накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО на территории Кировской области и возможна при условии наличия мощностей по обработке и утилизации отсортированных фракций ТКО.
Правовые основы реализации пилотных проектов раздельного накопления ТКО в регионе устанавливаются правовым актом уполномоченного органа.
Развитие системы сбора вторичного сырья, полученного путем специальной подготовки (обработки) отходов населением, юридическими лицами, в том числе ТКО, планируется осуществлять на коммерческой основе с привлечением малого и среднего бизнеса.
Развитие пунктов сбора вторичного сырья, соответствующего специальным требованиям к различным видам вторичного сырья (ГОСТ и др.), осуществляется через легализацию деятельности по сбору и (или) переработке вторичного сырья, получение достоверной информации от хозяйствующих субъектов о видах и количестве собираемых вторичных ресурсах, их учете в системе обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области.
Территориальной схемой предлагается поэтапный переход на раздельное накопление твердых коммунальных отходов.
На первом этапе рекомендуется информационная поддержка реализуемых на территории области пилотных проектов по раздельному накоплению. На втором этапе, после того как механизмы внедрения раздельного накопления ТКО будут отработаны, можно рассмотреть возможность внедрения селективного накопления ТКО на большей территории, с привлечением управляющих компаний, при условии экономической целесообразности и достаточности мощностей обрабатывающих предприятий. При этом раздельное накопление целесообразно поддерживать в условиях крупных городов - населением не менее 20 тысяч человек и плотной, многоэтажной застройки.
Для остальных территорий необходимо предусматривать развитие системы пунктов сбора вторичного сырья и концентрацию потоков ТКО на мусоросортировочные линии и заводы.