Основные показатели развития потребительской кооперации Калужской области в сравнении с показателями Центросоюза и показателями по Центральному федеральному округу за 2018 - 2020 годы
Наименование показателей | В сопоставимых ценах 2018 год в % к 2017 году | В сопоставимых ценах 2019 год в % к 2018 году | В сопоставимых ценах 2020 год в % к 2019 году | ||||||
Калужский союз | Центральный федеральный округ | Центросоюз | Калужский союз | Центральный федеральный округ | Центросоюз | Калужский союз | Центральный федеральный округ | Центросоюз | |
Совокупный объем деятельности | 94,3 | 93,5 | 94,4 | 91,5 | 91,0 | 92,0 | 95,8 | 93,3 | 93,2 |
Объем закупок сельскохозяйственной продукции и сырья | 97,7 | 91,3 | 100,5 | 96,2 | 93,7 | 96,4 | 98,2 | 93,1 | 92,3 |
Объем продукции промышленной переработки (включая переработку сельскохозяйственной продукции) | 94,3 | 94,7 | 95,8 | 63,7 | 89,0 | 95,0 | 81,0 | 86,4 | 88,7 |
Оборот розничной торговли | 93,3 | 91,6 | 93,1 | 93,0 | 89,9 | 90,3 | 100,8 | 97,2 | 97,3 |
Оборот общественного питания | 97,7 | 95,8 | 97,3 | 95,8 | 95,6 | 94,7 | 67,9 | 69,3 | 64,2 |
Одной из важных задач потребительской кооперации является обслуживание отдаленных малонаселенных пунктов. Всего задействован 51 автомагазин, из них 26 автолавок работают по графикам, согласованным с администрациями муниципальных районов, и обслуживают население 512 населенных пунктов, остальные 25 автомагазинов работают на доставку товаров в магазины потребительских обществ, закупку сельскохозяйственной продукции и сырья от населения, реализацию собственной продукции, торговлю на ярмарках выходного дня. В соответствии с соглашениями в рамках муниципальных районных программ потребительские общества ежегодно получают из местных бюджетов возмещение транспортных расходов свыше 11 км по доставке товаров первой необходимости. Расходы по доставке товаров в магазины, расположенные в сельских поселениях на расстоянии свыше 11 километров от пункта их получения, в отдаленных и труднодоступных местностях, ежегодно составляют около 15 млн рублей, в то время как возмещение транспортных расходов за счет бюджетов муниципальных районов в 2019 году составило 10 млн рублей, или 66% от общих расходов, ожидаемое возмещение транспортных расходов свыше 11 км за 2020 год - 8 млн руб.
Торговля в сельской местности из-за больших расстояний, высоких транспортных издержек, малочисленности жителей деревень в основном убыточна. Потребительская кооперация Калужской области выдерживает десятипроцентную наценку на социально значимые товары. Потребительские общества (кооперативы) в большинстве своем перекрывают убытки от торговли в сельской местности за счет получения доходов в городах и районных центрах.
Автомагазины обслуживают отдаленные сельские населенные пункты, где отсутствует стационарная торговая сеть. Отдаленность населенных пунктов в отдельных районах достигает 40 км от районного центра. Розничный оборот автомагазинов за 2019 год составил 72 млн руб. Среднемесячный товарооборот на 1 автомагазин составил 230 тыс. руб. в месяц. Среднемесячный доход - 39 тыс. руб., расходы - 49 тыс. руб. Одна автолавка в среднем приносит ежемесячно убыток - 10 тыс. руб. В целом по системе потребительской кооперации работа автомагазинов приносит убытки более 3 млн руб. в год. В день в среднем 1 автомагазин проходит 100 - 150 км. Автомагазины из-за тяжелых условий эксплуатации быстро вырабатывают свой ресурс.
Вышеназванные проблемы не могут быть решены потребительскими обществами (кооперативами) без государственной поддержки. Поддержка развития потребительской кооперации и повышения эффективности ее участия в реализации мероприятий социально-экономического развития области необходима также в силу того, что потребительские общества (кооперативы) имеют существенный потенциал для расширения закупок, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, повышения занятости населения и реализации проектов развития социальной инфраструктуры села.
В целях стимулирования развития потребительской кооперации в рамках реализации программных мероприятий планируется оказание государственной поддержки модернизации инфраструктуры заготовок и хранения сельскохозяйственной продукции, производственной, перерабатывающей и сбытовой деятельности.