Распределение муниципальных образований по интегральному коэффициенту обеспеченности медицинскими кадрами (КОМК)
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.06.2022 N 273)
Группа | Количество муниципальных образований | Рекомендованные первоочередные мероприятия по улучшению (стабилизации) кадрового потенциала |
1 | 2 | 3 |
V | 2 | 1. Совершенствование планирования численности и структуры кадров работников здравоохранения. 2. Приведение штатного расписания в соответствие с потребностью в медицинских специалистах исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи. 3. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника. 4. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров. 5. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. 6. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом. 7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Чувашской Республики, в том числе обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях. 8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" |
Крайне высокий КОМК - положительная кадровая ситуация | (г. Чебоксары, Яльчикский муниципальный округ) | |
IV | 12 | 1. Планирование необходимой численности и структуры кадров с учетом мероприятий по улучшению доступности медицинской помощи и маршрутизации пациентов. 2. Оценка штатных расписаний медицинских организаций и приведение в соответствие с потребностью в медицинских специалистах исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи. 3. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника. 4. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров. 5. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом с целью увеличения доступности медицинской помощи. 6. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Чувашской Республики, в том числе обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях. 7. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" |
Высокий КОМК - стабильная кадровая ситуация | (г. Канаш, Аликовский, Батыревский, Вурнарский, Канашский, Комсомольский, Красноармейский, Красночетайский, Порецкий, Урмарский, Шемуршинский, Янтиковский муниципальные округа) | |
III | 10 | 1. Плановая работа по сокращению дефицита медицинских кадров. 2. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом с целью увеличения доступности медицинской помощи. 3. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей средним медицинским работникам. Внедрение новых моделей деятельности. 4. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника. 5. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров. 6. Оценка штатных расписаний медицинских организаций с учетом нормативных документов и потребности населения в оказании медицинской помощи. 7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Чувашской Республики, в том числе обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях. 8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" |
Средний КОМК - кадровая ситуация стабильная, на уровне показателей Чувашской Республики | (гг. Алатырь, Новочебоксарск, Шумерля, Алатырский, Ибресинский, Мариинско-Посадский, Моргаушский, Цивильский, Чебоксарский, Ядринский муниципальные округа) | |
II | 1 | 1. Восполнение кадрового дефицита медицинских работников. 2. Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55 - 60%. 3. Привлечение молодых специалистов. Организация адресной поддержки специалистов, направляемых в медицинские организации. 4. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей средним медицинским работникам. Внедрение новых моделей деятельности. 5. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника. 6. Анализ штатных расписаний медицинских организаций исходя из нормативных требований и потребности населения в оказании медицинской помощи, а также с учетом маршрутизации пациентов. 7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Чувашской Республики, в том числе обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях. 8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" |
Низкий КОМК - отрицательная кадровая ситуация, наличие дефицита кадров. Возможен риск недостижения целевых показателей | (Козловский муниципальный округ) | |
I | 1 | 1. Предоставление служебного жилья, пригодного для заселения медицинских работников, прибывающих в муниципальные образования. 2. Определение количества предоставляемого жилья в муниципальных образованиях (на весь период реализации Программы). 3. Обеспечение регулярных дополнительных компенсационных выплат для медицинских работников, прибывающих на территорию муниципальных образований. 4. Обеспечение адресной поддержки медицинских работников (приоритетное право приема детей в дошкольные образовательные организации, содействие местной администрации в вопросах бытового характера, предоставление билетов на общественно-культурные события и организация трансфера в муниципальный центр на регулярной основе). 5. Постоянный мониторинг движения кадров и принятие мер в ситуации оттока кадров с территории. 6. Постоянный мониторинг Министерством здравоохранения Чувашской Республики программных мероприятий с целью устранения дефицита и улучшения показателей укомплектованности медицинских организаций кадрами. 7. Включение в ключевые показатели эффективности (KPI) деятельности руководителя органа местного самоуправления показателей кадровой обеспеченности сферы здравоохранения. 8. Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55 - 60%. 9. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей средним медицинским работникам. Внедрение новых моделей деятельности. 10. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника. 11. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Чувашской Республики, в том числе обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях. 12. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер"; |
Крайне низкий КОМК - отрицательная кадровая ситуация, наличие постоянного дефицита кадров. Высокий риск недостижения целевых показателей | (Шумерлинский муниципальный округ) |
Управление штатным расписанием предусматривает его формирование с учетом нормативов на основании численности прикрепленного населения; географии населенного пункта; нормативов, закрепленных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи; структуры заболеваемости; маршрутизации пациентов; реальной нагрузки на врачей.
Мероприятие состоит из анализа организационной и штатной численности медицинских работников медицинских организаций в Чувашской Республике; корректировки организационной и штатной численности медицинских работников с учетом региональных особенностей (коэффициент геолокации); согласования с Министерством здравоохранения Российской Федерации организационной и штатной численности медицинских работников и коэффициента геолокации; принятия нормативного правового акта, определяющего организационную и штатную численность медицинских работников медицинских организаций в Чувашской Республике, разработку плана мероприятий по изменению штатной численности медицинских работников медицинских организаций в Чувашской Республике; проведения организационно-штатных мероприятий.
Здравоохранение Чувашской Республики на протяжении последних пяти лет характеризуется кадровым дефицитом.
Ресурсная обеспеченность населения в сфере здравоохранения рассчитывается с учетом нормативов объемов медицинской помощи в расчете на одного жителя (одно застрахованное лицо), установленных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи, а также порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
При определении объемов оказания медицинской помощи учитываются:
особенности половозрастного состава населения;
уровень и структура заболеваемости населения;
уровень и структура смертности населения;
географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.
Несмотря на сложившийся кадровый дефицит, объемы медицинской помощи, оказываемой в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи, сбалансированы и в целом соответствуют федеральным нормативам с учетом понижающего коэффициента для Чувашской Республики в части социально значимых видов оказания медицинской помощи (0,7).
Штатные должности специалистов медицинских организаций устанавливаются медицинскими организациями на основании плановых объемов медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара, стационарных условиях, а также вне стационара структурными подразделениями скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи, с учетом порядков оказания медицинской помощи, рекомендуемого числа посещений на год на одну должность врача.
Совместно с федеральным бюджетным государственным учреждением "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения" Министерства здравоохранения Российской Федерации была определена и согласована потребность во врачах и средних медицинских работниках первичного звена здравоохранения на 2020 год (общая потребность составила 151 человек, из них врачей-акушеров-гинекологов - 9, врачей-оториноларингологов - 4, врачей-педиатров участковых - 27, врачей-педиатров - 27, врачей-терапевтов участковых - 5, врачей-терапевтов - 2, врачей общей практики (семейных врачей) - 12, врачей-инфекционистов - 4, врачей скорой медицинской помощи - 5, врачей-анестезиологов-реаниматологов - 11, врачей-кардиологов - 2, врачей-статистиков - 4, врачей-неврологов - 4, врачей-патологоанатомов - 3, врачей-психиатров - 6, врачей-психиатров-наркологов - 2, врачей-травматологов-ортопедов - 2, врачей ультразвуковой диагностики - 2, врачей функциональной диагностики - 2, врачей-хирургов - 8, врачей - детских урологов-андрологов - 1, врачей - детских хирургов - 1, врачей - детских эндокринологов - 1, врачей клинической лабораторной диагностики - 1, врачей-неонатологов - 1, врачей-офтальмологов - 1, врачей по паллиативной медицине - 1, врачей-рентгенологов - 1, врачей судебно-медицинской экспертизы - 1, врачей-фтизиатров - 1).