Недействующий

Об утверждении Региональной программы по повышению финансовой грамотности жителей Республики Бурятия



1. Современное состояние и проблемы финансовой грамотности в Республике Бурятия


Вопросам повышения финансовой грамотности населения уделяется самое пристальное внимание Правительством Российской Федерации и Банком России. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы (далее - Стратегия).


В реализации Стратегии в Республике Бурятия участвует Министерство образования и науки Республики Бурятия, Отделение-НБ Республика Бурятия, органы исполнительной власти Республики Бурятия, ведущие образовательные и финансовые организации, представители других заинтересованных организаций. В целях эффективного взаимодействия участников региональной программы постановлением Правительства Республики Бурятия от 12.03.2020 N 119 создана Межведомственная координационная комиссия в Республике Бурятия по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности на территории Республики Бурятия.


Министерством образования и науки Республики Бурятия и Отделением-НБ Республика Бурятия подписано Соглашение о сотрудничестве в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций от 28.12.2017, разработан перечень мероприятий на 2017 - 2021 годы. Проводится работа по повышению квалификации преподавателей образовательных организаций, на уровне общеобразовательных организаций ведется работа по внедрению основ финансовой грамотности в учебный процесс.


Активное участие в мероприятиях по повышению уровня финансовой грамотности населения принимают высшие учебные заведения республики и другие заинтересованные стороны.


Вместе с тем уровень финансовой грамотности в Республике Бурятия достаточно низкий и требует долговременной систематической и скоординированной работы всех заинтересованных сторон.


По данным социологических исследований по Российской Федерации навыки личного финансового планирования и формирования финансовых резервов на случай непредвиденных обстоятельств отсутствуют у большинства российских домохозяйств. Только в каждом 4-м домохозяйстве ведется письменный учет доходов и расходов. Лишь треть россиян стараются финансово обеспечить свою пенсию и обращают внимание на доходность и гарантию сохранности сбережений при выборе инструментов накоплений.


Еще одной особенностью финансовой культуры россиян является недостаточный уровень финансовой дисциплины и ответственности за риски, связанные с самостоятельным выбором и пользованием различными финансовыми услугами и финансовыми инструментами. Более 20 процентов трудоспособного населения Российской Федерации полагают, что небольшая задержка во внесении платежей по кредиту не страшна. При этом, по мнению 37 процентов потребителей, возвращать взятый в банке кредит не обязательно, если этому препятствуют непредвиденные обстоятельства (потеря работы, болезнь, развод, переезд). Каждый 5-й респондент, имеющий кредит (22 процента, по Бурятии - 26%), указал, что выплаты по кредиту занимают более 30 процентов доходов, а 68 процентов из них отметили, что отдают более 50 процентов своих доходов.


Одновременно повышается актуальность вопросов, связанных с информированностью граждан о правах потребителей финансовых услуг и способах их защиты. Только 12 процентов россиян могут правильно назвать организации, которые занимаются защитой прав потребителей на финансовом рынке, и 38 процентов граждан отмечают, что существует много финансовых услуг, в которых трудно разобраться.


Проведенные исследования и анализ мнений экспертного сообщества показывают, что российскому потребителю финансовых услуг присущи установки финансового поведения, связанные с возложением ответственности за личные финансовые решения и принимаемые финансовые риски на государство, а также пассивное отношение к контролю за личными финансами.


Указанные установки являются преимущественно следствием двух групп проблем.


Первая группа проблем связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, а также с недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности.


Вторая группа проблем связана с:


- возложением ответственности за личные финансовые решения и принимаемые финансовые риски на государство, а также отсутствием со стороны населения доверия к финансовой системе;


- отсутствием механизма взаимодействия государства и общества, обеспечивающего повышение финансовой грамотности населения и развитие финансового образования граждан;