В соответствии с Планом мероприятий региональной программы по повышению финансовой грамотности Бурятский республиканский институт образовательной политики проводит работу по разработке и внедрению обучающих программ курсов повышения квалификации для преподавателей общеобразовательных организаций. Повышение финансовой грамотности преподавателей разных уровней и формирование кадрового потенциала должно стать результатом проводимых курсов.
Начиная с 2017 по 2019 год, профессорско-преподавательским составом Института разработано и реализовано 16 программ, способствующих повышению финансовой грамотности преподавателей разных уровней и дисциплин. Все они носят модульный характер и включены в содержание дополнительных образовательных программ по принципу межпредметной интеграции. Курсами по повышению финансовой грамотности охвачено около 500 педагогических работников. С учетом межпредметного принципа количество слушателей увеличивается и достигает не менее 2000 человек. Среди них не только учителя математики, но и историки, биологи, педагоги дополнительного образования детей, воспитатели дошкольных образовательных учреждений. В этом отражается адресность разработанных программ.
В 2019 году для учителей математики проведены курсы повышения квалификации под названием "Основы финансовой грамотности" объемом 72 часа для 25 слушателей. Для разных категорий педагогических работников модуль по финансовой грамотности введен в содержание 8 дополнительных образовательных программ курсов повышения квалификации объемом 304 часа и охватом 192 слушателя.
Разработаны: Модуль 1 "Основы финансовой грамотности. Специфика финансовых отношений в сельской местности", Модуль 2 "Методика преподавания финансовой грамотности и проведения просветительской работы в сфере финансовой грамотности с различными целевыми группами сельских жителей". В текущем году модуль "Основы финансовой грамотности" включен в содержание программ 10 курсов повышения квалификации с объемом 600 часов и охватом 275 человек.
Создание условий для развития кадрового потенциала педагогических работников, методистов, воспитателей детских домов и школ-интернатов, администраторов образовательных организаций и других специалистов, способных эффективно использовать в своей профессиональной деятельности учебные программы и материалы по повышению финансовой грамотности различных целевых и возрастных групп учащихся, является основной целью разработанных программ.
В рамках Проекта Министерства финансов Российской Федерации "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации" образовательными организациями региона реализованы подпроекты:
- N FEFLP/FGI-3-1-1 "Путь к финансовой независимости: Содействие решению проблемы высокой закредитованности населения Республики Бурятия путем повышения уровня финансовой грамотности социальных групп, наиболее подверженных финансовым рискам" (ФГБОУ ВО "Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления);
- N FEFLP/FGI-3-1-2 "Организация и проведение студенческим сообществом просветительских мероприятий в области финансовой грамотности на селе" (ФГБОУ ВО "Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р.Филиппова");
- N FEFLP/QCBS-2.5 "Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся" (Профессиональное образовательное частное учреждение "Бурятский финансово-кредитный колледж");
- N FEFLP/QCBS-3.22 "Обучение студентов педагогических специальностей методике преподавания курсов финансовой грамотности в учреждениях общего, среднего профессионального и дополнительного образования в Российской Федерации" (ФГБОУ ВО "Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова");
- N FEFLP/QCBS-3.37 "Обучение сельских учителей финансовой грамотности и методике проведения просветительской работы с сельским населением" (ФГБОУ ВО "Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р.Филиппова", ФГБОУ ВО "Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова").
В рамках проекта "Содействие повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации", реализуемого Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком, в 2018, 2019 годах проводилось социологическое исследование с целью определения уровня финансовой грамотности каждого из регионов России. Опрос проводился среди взрослого населения каждого из 85 субъектов Российской Федерации методом личного формализованного интервью по месту жительства респондента.
Объем каждой выборки взрослого населения составил 1000 респондентов в каждом регионе. Для оценки уровня финансовой грамотности использовался Индекс финансовой грамотности, который отражает способность человека к разумному управлению личными финансами. Методология измерения разработана Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Согласно методике регионы разбиваются на пять групп и каждому региону присваивается буквенный код: группа А - высокий ранг (ранги с 1 по 16), группа В - выше среднего (ранги с 17 по 33), группа С - средний (ранги с 34 по 52), группа D - ниже среднего (ранги с 53 по 69), группа Е - низкий (ранги с 70 по 85).