Действующий

Об утверждении региональной программы "Модернизация первичного звена здравоохранения Республики Калмыкия" (с изменениями на 6 декабря 2023 года)



Таблица 18



Распределение муниципальных образований по интегральному коэффициенту обеспеченности медицинскими кадрами (КОМК)

Группа

Количество муниципальных образований

Рекомендованные первоочередные мероприятия по улучшению (стабилизации) кадрового потенциала

IV

Высокий КОМК - стабильная кадровая ситуация

2 (Ики-Бурульский район,

г. Элиста)

1. Планирование необходимой численности и структуры кадров с учетом мероприятий по улучшению доступности медицинской помощи и маршрутизации пациентов;

2. Оценка штатных расписаний медицинских организаций и приведение в соответствие с потребностью в медицинских специалистах, исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи;

3. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника;

4. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров;

5. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом с целью увеличения доступности врачебной помощи;

6. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Калмыкия, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях;

7. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер".

III

Средний КОМК - кадровая ситуация стабильная, на уровне показателей Республики Калмыкия

5 (Малодербетовский район,

Октябрьский район,

Сарпинский район,

Черноземельский район,

Юстинский район)

1. Плановая работа по сокращению дефицита медицинских кадров;

2. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом;

3. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности;

4. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника;

5. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров;

6. Оценка штатных расписаний медицинских организаций с учетом нормативных документов и потребности населения в оказании медицинской помощи;

7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Калмыкия, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях;

8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер".

II

Низкий КОМК - отрицательная, наличие дефицита кадров. Возможен риск недостижения целевых показателей

3 (Городовиковский район,

Кетченеровский район,

Яшкульский район)

1. Восполнение кадрового дефицита медицинских работников;

2. Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55 - 60%;

3. Привлечение молодых специалистов. Организация адресной поддержки специалистов, направляемых в медицинские организации;

4. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности. Внедрение новых моделей деятельности;

5. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника;

6. Анализ штатных расписаний медицинских организаций, исходя из нормативных требований и потребности населения в оказании медицинской помощи, а также с учетом маршрутизации пациентов;

7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Калмыкия, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях;

8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер".

I

Крайне низкий КОМК - отрицательная кадровая ситуация, наличие постоянного дефицита кадров. Высокий риск недостижения целевых показателей

3 (Лаганский район,

Приютненский район,

Яшалтинский район)

1. Предоставление служебного жилья для медицинских работников, прибывающих в муниципальные образования в полностью готовом виде для заселения (чистое, отремонтированное).

2. Определение четкого количества предоставляемого жилья в муниципальных образованиях (на весь период реализации программы 2020 - 2024).

3. Обеспечение регулярных дополнительных компенсационных выплат для медицинских сотрудников, прибывающих в территории.

4. Обеспечение адресной поддержки медицинских сотрудников (приоритетное право приема детей в дошкольные образовательные учреждения, содействие местной администрации в вопросах бытового характера, предоставление билетов на общественно-культурные события и организация трансфера в областной центр на регулярной основе).

5. Постоянный мониторинг движения кадров и принятие мер в ситуации оттока кадров с территории.

6. Жесткий и постоянный контроль Министерства здравоохранения Республики Калмыкия программных мероприятий с целью устранения дефицита и улучшения показателей укомплектованности кадров.

7. Включение в KPI вопрос кадровой обеспеченности сферы здравоохранения для руководителя органа местного самоуправления.

8. Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55 - 60%;

9. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности. Внедрение новых моделей деятельности;

10. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника;

11. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Калмыкия, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях;

12. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер".


2) Управление штатным расписанием - формирование с учетом нормативов на основании численности прикрепленного населения, географии населенного пункта; нормативов, закрепленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; структуры заболеваемости, маршрутизации пациентов, реальной нагрузки на врачей. Мероприятие состоит из анализа организационной и штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Республики Калмыкия; корректировки организационной и штатной численности медицинских работников с учетом региональных особенностей (коэффициент геолокации); согласования с Минздравом России организационной и штатной численности медицинских работников и коэффициент геолокации; принятие нормативного правового акта, определяющего организационную и штатную численность медицинских работников в государственных медицинских организациях Республики Калмыкия, разработка плана мероприятий по изменению штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Республики Калмыкия; проведение организационно-штатных мероприятий.


Здравоохранение Республики Калмыкия на протяжении последних 5 лет характеризуется кадровым дефицитом.


Ресурсная обеспеченность населения в сфере здравоохранения рассчитывается с учетом нормативов объемов медицинской помощи в расчете на одного жителя (одно застрахованное лицо), установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.


При определении объемов оказания медицинской помощи учитываются:


- особенности половозрастного состава населения;


- уровень и структура заболеваемости населения;


- уровень и структура смертности населения;


- географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.


Несмотря на сложившийся кадровый дефицит, объемы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сбалансированы, в целом соответствуют федеральным нормативам.


Штатные должности специалистов медицинских организаций устанавливаются медицинскими организациями на основании плановых объемов медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара, стационарных условиях, а также вне стационара структурными подразделениями скорой, в том числе специализированной медицинской помощи, с учетом порядков оказания медицинской помощи, рекомендуемого числа посещений на год на одну должность врача.


Совместно с ФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздрава России была определена и согласована потребность во врачах и среднем медицинском персонале первичного звена здравоохранения на 2020 год (общая потребность на 2020 год - 149 человек, из них, врачей-педиатров участковых - 15, врачей-терапевтов-участковых - 26, врачей общей практики (семейные) - 13, и врачей скорой медицинской помощи - 45 человек.


Сложившееся положение приводит к превышению нагрузки на врачей по сравнению с нормативными (врачи общей практики (семейные), педиатры участковые, терапевты участковые, онкологи, офтальмологи, психиатр, психиатры-наркологи).


Нагрузка на 1 должность ниже установленного норматива - (врачи-нейрохирурги, стоматологи, колопроктологи).