(с изменениями на 31 октября 2023 года)
(в ред. постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 13.07.2021 N 153, от 14.12.2021 N 88, от 18.05.2022 N 147, от 17.06.2022 N 174, от 11.04.2023 N 91, от 08.06.2023 N 152, от 31.10.2023 N 323)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.08.2018 N 208 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Карачаево-Черкесской Республики" Правительство Карачаево-Черкесской Республики постановляет:
1. Утвердить государственную программу "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в Карачаево-Черкесской Республике" согласно приложению.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего вопросы охраны окружающей среды и природных ресурсов.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.08.2020.
Председатель Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
А.А.ОЗОВ
(в ред. постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 13.07.2021 N 153, от 14.12.2021 N 88, от 18.05.2022 N 147, от 17.06.2022 N 174, от 11.04.2023 N 91, от 08.06.2023 N 152, от 31.10.2023 N 323)
(в ред. постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2023 N 323)
Наименование государственной программы | "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в Карачаево-Черкесской Республике" |
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики |
Соисполнители государственной программы | Отсутствуют |
Участники государственной программы | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики |
Подпрограммы государственной программы | Подпрограмма 1 "Обеспечение реализации государственной программы". Подпрограмма 2 "Развитие водохозяйственного комплекса в Карачаево-Черкесской Республике". Подпрограмма 3 "Регулирование качества окружающей среды". Подпрограмма 4 "Развитие лесного хозяйства Карачаево-Черкесской Республики". Подпрограмма 5 "Обеспечение деятельности подведомственных казенных и автономных учреждений, осуществляющих мероприятия по охране и использованию животного мира". Подпрограмма 6 "Сохранение, воспроизводство и рациональное использование охотничьих ресурсов и объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам". Паспорта подпрограмм приведены в приложении 1 к государственной программе |
Цель государственной программы | Сохранение благоприятной окружающей природной среды и создание условий для формирования экологически ориентированной экономики Карачаево-Черкесской Республики |
Задачи государственной программы | 1. Организация рационального использования водных ресурсов и защита населения и объектов экономики от негативного воздействия вод. 2. Соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду за счет стабилизации экологической обстановки, сохранение и улучшение экологической обстановки, повышение уровня экологической безопасности населения Карачаево-Черкесской Республики. 3. Сохранение и повышение ресурсного потенциала лесов, обеспечение пожарной безопасности в лесах. 4. Обеспечение реализации государственной политики в сфере сохранения биологического разнообразия и генофонда животного мира Карачаево-Черкесской Республики. 5. Обеспечение сохранения, воспроизводства и рационального использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов. 6. Обеспечение реализации государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в Карачаево-Черкесской Республике" |
Целевые показатели (индикаторы) государственной программы | 1. Доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда (%): 2020 год - 11,8 2021 год - 12 2022 год - 12 2023 год - 12 2024 год - 12,1 2025 год - 12,1 2. Доля специалистов лесного хозяйства, прошедших повышение квалификации в общей численности работников лесного хозяйства, (%): 2020 год - 1,8 2021 год - 1 2022 год - 1 2023 год - 0,3 2024 год - 0,3 2025 год - 0,3 3. Лесистость территории субъекта Российской Федерации (%): 2020 год - 30,2 2021 год - 30,1 2022 год - 30,1 2023 год - 30,1 2024 год - 30,1 2025 год - 30,1 4. Объем платежей в бюджетную систему РФ от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда (рублей): 2020 год - 186,6 2021 год - 165,3 2022 год - 185,3 2023 год - 214,2 2024 год - 249,5 2025 год - 259,5 5. Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины в зонах интенсивного использования лесов и ведения лесного хозяйства (%): 2020 год - 29,2 2021 год - 29,8 2022 год - 30 2023 год - 30,3 2024 год - 30,8 2025 год - 30,8 6. Сохранение, воспроизводство и использование объектов животного мира, за исключением охотничьих ресурсов, (%): 2020 год - 96 2021 год - 97 2022 год - 98 2023 год - 100 2024 год - 100 2025 год - 100 7. Сохранение, воспроизводство и использование охотничьих ресурсов (%): 2020 год - 100 2021 год - 100 2022 год - 100 2023 год - 100 2024 год - 100 2025 год - 100 8. Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического ущерба, (тыс. человек): 2020 год - 170,12 2021 год - 205,57 2022 год - 231,411 2023 год - 231,411 2024 год - 231,411 2025 год - 231,411 9. Численность населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод устройством сооружений инженерной защиты, (человек): 2020 год - 1887 2021 год - 5525 2022 год - 6249 2023 год - 6249 2024 год - 6249 2025 год - 6249 |
Сроки реализации государственной программы | 01.08.2020 - 31.12.2025 |
Объем финансового обеспечения государственной программы | Объем финансового обеспечения государственной программы - 4429680,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 887712,8 тыс. рублей 2021 год - 1281316,7 тыс. рублей 2022 год - 1135137,7 тыс. рублей 2023 год - 233093,4 тыс. рублей 2024 год - 202330,8 тыс. рублей 2025 год - 690089,2 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 588608,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 85824,4 тыс. рублей 2021 год - 102962,8 тыс. рублей 2022 год - 132497,1 тыс. рублей 2023 год - 80516,7 тыс. рублей 2024 год - 82146,8 тыс. рублей 2025 год - 104660,5 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета (по согласованию) - 3834709,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 800056,0 тыс. рублей 2021 год - 1176693,5 тыс. рублей 2022 год - 999770,3 тыс. рублей 2023 год - 152576,7 тыс. рублей 2024 год - 120184,0 тыс. рублей 2025 год - 585428,7 тыс. рублей за счет внебюджетных средств (по согласованию) - 6363,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 1832,4 тыс. рублей 2021 год - 1660,4 тыс. рублей 2022 год - 2870,3 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | 1. Доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда - 12,1%. 2. Доля специалистов лесного хозяйства, прошедших повышение квалификации, в общей численности работников лесного хозяйства - 0,3%. 3. Лесистость территории субъекта Российской Федерации - 30,1%. 4. Объем платежей в бюджетную систему РФ от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда - 259,5 рублей. 5. Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины в зонах интенсивного использования лесов и ведения лесного хозяйства - 30,8%. 6. Сохранение, воспроизводство и использование объектов животного мира, за исключением охотничьих ресурсов, - 100%. 7. Сохранение, воспроизводство и использование охотничьих ресурсов - 100%. 8. Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического ущерба, - 231,411 тыс. человек. 9. Численность населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод устройством сооружений инженерной защиты, - 6249 человек |
(в ред. постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 13.07.2021 N 153)
Государственная программа разработана на основании перечня государственных программ, утвержденного распоряжением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24.10.2018 N 501-р.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Карачаево-Черкесская Республика принадлежит к числу наиболее обеспеченных водными ресурсами регионов Российской Федерации. На ее территории протекает 419 рек, общая протяженность которых составляет около 4,2 тыс. км.
Основной водной артерией, источником водоснабжения населения, хозяйственной и промышленной деятельности на территории республики является р. Кубань. Бассейн р. Кубань располагается в западной части Северо-Кавказского экономического района, ограничивается Главным Кавказским хребтом, Азовским морем и слабовыраженным водоразделом с реками равнинной части Ставропольского и Краснодарского краев.
Общая площадь водосбора р. Кубани - 57,0 тыс. кв. км, протяженность составляет 870 км, суммарная длина всех ее притоков (более 10 км) - 14328 км. Основные крупные притоки в верховьях реки - р. Теберда, р. Малый Зеленчук, р. Большой Зеленчук, р. Уруп, р. Большая Лаба.
Воды Кубани и ее притоков, а также малых рек республики питают Карачаево-Черкесскую Республику, Ставропольский и Краснодарский края.
Общая потребность населения республики в воде питьевого качества составляет около 250,0 тыс. куб. м/сутки.
Объем речного стока р. Кубань - с. им. Коста Хетагурова составляет 2217 млн. куб. м, р. Маруха - с. Маруха - 391 млн. куб. м, р. Аксаут - с. Хасаут-Греческое - 561 млн. куб. м, р. Большой Зеленчук - пос. Архыз - 984 млн. куб. м.
Источники питания рек в бассейне р. Кубань - снеговые и дождевые. Доля дождевого питания с понижением абсолютных высот увеличивается, а снегового уменьшается. Доля ледникового питания также сокращается к предгорьям. Годовой ход уровня характеризуется высоким летним половодьем (май - июль) и сравнительно устойчивой зимней меженью, длящейся с конца ноября до конца марта. Подъем уровня воды от таяния снега в пониженной части водосбора начинается в середине апреля и переходит в летнее половодье. Высокие уровни удерживаются в течение июня - июля, после чего начинается медленный спад, заканчивающийся в ноябре. Низкие меженные уровни сохраняются до начала апреля. Ход уровня воды нарушается резкими подъемами при дождевых паводках. В результате их наложения на высокий фон летнего половодья формируется наивысший годовой уровень, наблюдающийся в конце июня и реже в июле.
На реках бассейна р. Кубань, где в непосредственной близости от уреза воды расположены почти все населенные пункты республики, ежегодно с периодичностью не менее двух - трех раз проходят бурные и разрушительные паводки. Уровень воды поднимается практически мгновенно при наложении на волну половодья от интенсивного таяния снежников, обильных атмосферных осадков. Из-за больших уклонов каждый паводок носит бурный характер, неся с собой большое количество влекомых наносов, карчей, топляка и обломочного материала горных пород. Реки меняют русло и происходит подтопление и разрушение берегов. Основными проблемами в Карачаево-Черкесской Республике являются ежегодные наводнения, ухудшение экологического состояния водных объектов, снижение объемов капиталовложений в водохозяйственную отрасль, хозяйственное освоение паводкоопасных территорий и размещение там хозяйственных объектов и жилья. В связи с этим вопрос обеспечения безопасности гидротехнических сооружений остро стоит на всей территории Карачаево-Черкесской Республики и носит общереспубликанский характер. Ветхость, изношенность и аварийность гидротехнических сооружений, а в некоторых случаях их полное отсутствие несет постоянную и повсеместную угрозу затопления ежегодными паводками жилых домов, которые находятся в непосредственной близости от водных объектов.
Непринятие своевременных опережающих мер, направленных на предотвращение негативного воздействия паводковых вод, может привести к катастрофически неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям с возможными жертвами.
Примером является разрушительный паводок в июне 2002 года, когда в результате длительных дождей и значительной площади их выпадения в горах на реках Карачаево-Черкесской Республики сформировался катастрофический паводковый расход, и практически все защитные гидротехнические сооружения, расположенные в долинах рек в пределах высокой поймы или на первой надпойменной террасе за счет мощной боковой эрозии, претерпели значительные разрушения. Для предотвращения чрезвычайных ситуаций необходимо постоянно проводить мероприятия по повышению эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, находящихся в республиканской, муниципальной собственности (в том числе бесхозяйных), путем их приведения к безопасному техническому состоянию и строительству новых берегоукрепительных сооружений. Мероприятия должны проводиться планово и последовательно с привлечением всех возможных средств. Обозначенные проблемы необходимо решать программно-целевым методом.
Средний ежегодный экономический ущерб составляет более 280 млн. рублей. Численность населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию вод, составляет 86,421 тыс. человек.
Карачаево-Черкесская Республика является динамично развивающимся регионом России. Развитие экономики региона, рост продаж товаров и услуг, покупательной способности населения сопровождаются высокими темпами роста объемов образования отходов.
Карачаево-Черкесская Республика традиционно относится к аграрно-туристическому региону, благодаря чему промышленное воздействие на экологию не является таким значительным как проблемы обращения с отходами. На территории Карачаево-Черкесской Республики образуется большое количество отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, при недостаточном количестве объектов размещения отходов, особенно полигонов ТБО, и низком уровне переработки и использования отходов в качестве вторичного сырья. Современная ситуация характеризуется ростом объектов образования ТКО и усложнением их состава. Недостаточно развитая система селективного сбора отходов (бумаги, пластика, стекла, резины, металла и др.) способствует захоронению на полигонах ТКО и свалках данных компонентов, являющихся богатым источником вторичных ресурсов. Решение обозначенной проблемы является остроактуальным, поскольку будет способствовать обеспечению нормальной жизнедеятельности населения, санитарной очистке территории населенных пунктов, охране окружающей среды и ресурсосбережению. Это, в свою очередь, соответствует одному из приоритетов стратегического развития Карачаево-Черкесской Республики, направленного на повышение уровня и качества жизни населения.
Для интенсивного социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики необходимо построение эффективной системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе ТКО. В данный момент в Карачаево-Черкесской Республике практически не осуществляется селективный сбор в местах образования ТКО - на контейнерной площадке вторсырье попадает в кузов мусоровоза с прочими отходами.
В настоящее время объем образования ТКО на территории Карачаево-Черкесской Республики составляет более 230 тыс. тонн.
На территории Карачаево-Черкесской Республики расположено 49 объектов, на которых фактически происходит размещение отходов. На текущий момент в республике действует 21 объект длительного размещения отходов: 18 площадок временного накопления ТКО и 3 полигона. Большая часть объектов является несанкционированными свалками ТКО.
Два полигона твердых бытовых отходов расположены в Усть-Джегутинском районе республики. Полигоны находятся в ведении ООО "Чистый город" и МУП "ЖКХ г. Усть-Джегута". Полигон МУП "ЖКХ г. Усть-Джегута" заполнен на 96%. Полигон ТКО ООО "Чистый город" заполнен на 17%.
Один полигон расположен в Прикубанском районе республики. Полигон ТБО ООО "Полигон" введен в эксплуатацию в сентябре 2018 года. Вместимость полигона 486,056 тыс. тонн, срок эксплуатации 12 лет. Функциональное назначение объекта: прием, сортировка, прессование ТКО на мусоросортировочной станции, захоронение. Производительность сортировочной линии - 40 тыс. тонн в год.
Одной из основных проблем республики является наличие на территории опасных объектов накопленного экологического ущерба от прошлой хозяйственной деятельности, а также несанкционированных свалок, в том числе на территории населенных пунктов и городов республики.
Негативному воздействию объектов накопленного вреда окружающей среде подвержено около 232 тыс. человек и 79 га земли. В рамках реализации приоритетного проекта "Чистая страна" на территории Карачаево-Черкесской Республики в 2017 - 2018 гг. реализовано мероприятие по рекультивации полигона ТБО, расположенного по адресу: КЧР, Абазинский район в 5,1 км по направлению на запад от а. Псыж.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" государственной программой предусматривается ликвидация всех выявленных на 01.01.2018 несанкционированных свалок в границах городов, включая рекультивацию территорий, на которых они размещены. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде является одним из условий улучшения качества окружающей среды и экологических условий жизни человека.
Приоритетом государственной политики в сфере уменьшения негативного воздействия на окружающую среду является снижение негативного воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на качество жизни населения и снижение негативных факторов воздействия накопленного вреда окружающей среде. Ликвидация объектов накопленного экологического вреда позволит восстановить 79 га земель и вернуть их в хозяйственный оборот.
Обеспечение экологически безопасного и экономически эффективного обращения с отходами является неотъемлемым условием устойчивого развития республики и должно стать одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти республики, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории республики.
Наблюдение за водными объектами (ведение мониторинга) является жизненно необходимой функцией государства, обеспечивающей устойчивое развитие как отдельно взятых регионов, так и страны в целом. В настоящее время участились случаи возникновения опасных гидрологических явлений на реках Северного Кавказа, связанные с глобальными климатическими процессами, происходящими на Земле. Ущерб, наносимый этими явлениями, серьезно сказывается на экономике и безопасности региона. Согласно Водному кодексу Российской Федерации одним из составляющих государственного мониторинга водных объектов является мониторинг состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон. Необходимость данного вида мониторинга вытекает из основного естественного свойства руслового процесса - непрерывно изменять строение земной поверхности, затапливаемой текущей водой. Немаловажным обстоятельством является и факт техногенной перестройки гидрографической сети, вызванной антропогенной деятельностью на водосборе, в долине, пойме и в русле рек, что негативным образом сказывается на естественных процессах, протекающих в водотоках.
Задачами мониторинга являются:
выявление и классификация основных типов негативных процессов, влияющих на состояние дна, берегов и водоохранные зоны водных объектов;