Целью государственной политики в сфере развития транспортной системы является обеспечение комфортных условий жизнедеятельности населения путем развития, устойчиво функционирующей, экономически эффективной, привлекательной и доступной для всех слоев населения системы пассажирского транспорта.
Общественный пассажирский транспорт - важнейшая инфраструктурная составляющая жизни населения, экономическую и социальную роль которого в формировании качества жизни граждан трудно переоценить. Пассажирский транспорт в целом является подсистемой и областью взаимодействия трех более общих систем: государство, регион, муниципальное образование (как экономическое образование), транспорт (как отрасль, выполняющая услуги по перевозке), население (пассажиры-клиенты с определенными потребностями в перевозке). Общественный транспорт обеспечивает транспортную подвижность основной части населения. Именно поэтому существенное отставание развития пассажирского транспорта от потребности населения в передвижениях вызывает социально-экономические проблемы и негативно сказывается на работе других отраслей экономики республики. Работа общественного транспорта является важным показателем качества жизни и одним из критериев оценки деятельности местных властей.
На сегодняшний день в Чеченской Республике пассажирскими перевозками занимаются ГУП "Чечавтотранс". Количество маршрутов, обслуживаемых пассажирскими предприятиями Чеченской Республики, составляет 91 маршрут. Государственные пассажирские предприятия обеспечивают в сутки более 200 рейсов, с выходом более 250 единиц транспорта. Ежесуточно государственным пассажирским автомобильным транспортом перевозится до 20 тыс. пассажиров. За 2019 год перевезено 5498,3 тыс. пассажиров, пассажирооборот составил 102925,0 тыс. пассажиро/км.
Как показывает анализ, для обеспечения потребности в перевозках, повышения их качества и доступности транспортная система республики требует дальнейшего совершенствования. Так, для полного удовлетворения потребностей населения Чеченской Республики в пассажирских перевозках, необходимо ежедневно выпускать на линию 850 автобусов, с учетом коэффициента выхода транспорта на линию 0,8 списочный парк должен составлять 1060 автобусов. На сегодняшний день списочное количество автобусов в государственных предприятиях 300 единиц. С учетом списания необходимо в течение 5 лет приобретать 100 - 120 автобусов в год.
Предприятия несут убытки при установлении тарифа ниже экономически обоснованного уровня, определяемого на основе себестоимости перевозок в городском и пригородном сообщении. Кроме того предприятия несут большие потери из-за выделения автотранспорта на различные культурно-массовые и спортивно-развлекательные мероприятия.
Пассажирские перевозки необходимо организовать таким образом, чтобы обеспечить население необходимыми коммуникациями, при этом должны быть эффективно использованы энергетические, финансовые и другие ресурсы при необходимом уровне качества обслуживания. Ярко выраженный социально значимый характер работы общественного пассажирского транспорта должен подкрепляться гарантированностью высокого качества перевозок наименее обеспеченным категориям пассажиров. Пассажир одновременно является не только объектом перемещения, но и потребителем транспортных услуг.
Проведение взвешенной тарифной политики должно обеспечить полную компенсацию потерь от перевозок пассажиров. Регулирование тарифов заключается в установлении величины тарифа за оказание услуги по перевозке пассажира. Поэтому процедуры тарифообразования и утверждения величины тарифов следует рассматривать в числе приоритетных задач региональных и муниципальных властей, направленных на высокую обоснованность тарифов, создание условий для повышения финансово-экономической устойчивости и эффективной работы перевозчиков, улучшение качества предоставляемых услуг с тем, чтобы стимулировать пользование населением услуг общественного пассажирского транспорта в пределах его социально обусловленной и жизненно необходимой транспортной подвижности.
Необходимо установить такую величину тарифа, при которой не будет уменьшаться спрос на перевозки, и в то же время предприятие будет получать прибыль. Установление оптимальной величины тарифа объясняется тем, что необоснованное повышение тарифов с целью увеличения дохода и прибыли на автотранспортном предприятии может привести к противоположному результату - уменьшению пассажиропотока и, в конечном счете, снижению общих доходов. То есть экономически обоснованные тарифы должны отражать как интересы пассажиров, так и производителей транспортных услуг.
Эти причины и ряд других вызывают необходимость разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на:
- реализацию принципов доминирования общественного транспорта;
- обеспечение комфортных условий использования транспортной системы для маломобильных категорий населения;
- оптимизацию маршрутной сети;
- совершенствование системы управления перевозками;
- возмещение затрат, возникающих при выполнении работ по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;