Распределение муниципальных образований по интегральному КОМК
Группа | Количество муниципальных образований | Рекомендованные первоочередные мероприятия по улучшению (стабилизации) кадрового потенциала |
1 | 2 | 3 |
V Крайне высокий КОМК - положительная кадровая ситуация | - | 1. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров. 2. Приведение штатных расписаний медицинских организаций в соответствие с потребностью в медицинском персонале, учитывая планирование сети и видов оказания медицинской помощи. 3. Мероприятия по организации проведения конкурсов профессионального мастерства среди медицинских работников региона, повышающие престиж врача и среднего медицинского работника. 4. Разработка и реализация региональных мер стимулирования медицинских работников в части предоставления единовременных выплат, в том числе при переезде в сельскую местность, рабочие поселки, поселки городского типа и города с населением до 50 тыс. человек |
IV Высокий КОМК - стабильная кадровая ситуация | Аскизский район, Боградский район Абакан, Таштыпский район | 1. Проведение плановой работы по сокращению дефицита медицинского персонала, в том числе посредством проведения целевого набора специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием, а также предоставлении мер социальной поддержки. 2. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом, которое позволит исключить неэффективные процессы, значительно сократить временные затраты пациентов и медицинского персонала, создать более комфортные условия пребывания в поликлинике. 3. Организация дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования. 4. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" |
III Средний КОМК - кадровая ситуация стабильная, на уровне показателя Республики Хакасия | Абаза, Алтайский район, Бейский район | 1. Проведение плановой работы по сокращению дефицита медицинского персонала, в том числе посредством проведения целевого набора специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием, а также предоставлении мер социальной поддержки. 2. Создание и тиражирование новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Внедрение в работу амбулаторного звена принципов бережливого производства. 3. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров. 4. Оценка штатных расписаний медицинских организаций с учетом нормативных документов и потребности населения в оказании медицинской помощи. 5. Привлечение молодых специалистов. Наставничество |
II Низкий КОМК - отрицательная, наличие дефицита кадров. Возможен риск недостижения целевых показателей | Черногорск, Ширинский район, Саяногорск, Орджоникидзевский район, Усть-Абаканский район, Ширинский район | 1. Мониторинг движения медицинского персонала. 2. Восполнение кадрового дефицита медицинских работников.; 3. Мероприятия по организации проведения конкурсов профессионального мастерства среди медицинских работников региона, повышающие престиж врача и среднего медицинского работника. 4. Привлечение молодых специалистов. 5. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом, которое позволит исключить неэффективные процессы, значительно сократить временные затраты пациентов и медицинского персонала, создать более комфортные условия пребывания в поликлинике. 6. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Хакасия, в том числе единовременные выплаты при заключении трудового договора. 7. Разработка и реализация региональных мер стимулирования медицинских работников в части предоставления единовременных выплат, в том числе при переезде в сельскую местность, рабочие поселки, поселки городского типа и города с населением до 50 тыс. человек. 8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" |
I Крайне низкий КОМК - отрицательная кадровая ситуация, наличие постоянного дефицита кадров. Высокий риск недостижения целевых показателей | Сорск | 1. Принятие мер по ликвидации кадрового дефицита медицинских работников, в том числе посредством участия в целевом наборе специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием. 2. Постоянный мониторинг движения кадров и принятие мер в ситуации оттока кадров с территории. 3. Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55 - 60%. 4. Организация дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования. 5. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника. 6. Разработка и реализация региональных мер стимулирования медицинских работников в части предоставления единовременных выплат, в том числе при переезде в сельскую местность, рабочие поселки, поселки городского типа и города с населением до 50 тыс. человек. 7. Контроль программных мероприятий со стороны министерства здравоохранения Республики Хакасия в целях устранения дефицита специалистов и улучшения показателей укомплектованности |
2. Управление штатным расписанием - формирование с учетом нормативов на основании численности прикрепленного населения, географии населенного пункта; нормативов, закрепленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; структуры заболеваемости, маршрутизации пациентов, реальной нагрузки на врачей.
Мероприятие состоит из анализа организационной и штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Республики Хакасия; корректировки организационной и штатной численности медицинских работников с учетом региональных особенностей (коэффициент геолокации); согласования с Минздравом России организационной и штатной численности медицинских работников и коэффициент геолокации; принятие нормативного правового акта, определяющего организационную и штатную численность медицинских работников в государственных медицинских организациях Республики Хакасия, разработка плана мероприятий по изменению штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Республики Хакасия; проведение организационно-штатных мероприятий.
Здравоохранение Республики Хакасия на протяжении последних лет характеризуется кадровым дефицитом.
Ресурсная обеспеченность населения в сфере здравоохранения рассчитывается с учетом нормативов объемов медицинской помощи в расчете на одного жителя (одно застрахованное лицо), установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
При определении объемов оказания медицинской помощи учитываются:
особенности половозрастного состава населения;
уровень и структура заболеваемости населения;
уровень и структура смертности населения;
географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.
Несмотря на сложившийся кадровый дефицит, объемы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сбалансированы, в целом соответствуют федеральным нормативам.
Штатные должности специалистов медицинских организаций устанавливаются медицинскими организациями на основании плановых объемов медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара, стационарных условиях, а также вне стационара структурными подразделениями скорой, в том числе специализированной медицинской помощи, с учетом порядков оказания медицинской помощи, рекомендуемого числа посещений на год на одну должность врача.
Совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения" Минздрава России была определена и согласована потребность во врачах и среднем медицинском персонале первичного звена здравоохранения на 2020 год. Общая потребность на 2020 год - 44 человека, из них в поликлинике - 4 специалиста, в стационаре - 14, потребность в средних медицинских работников в поликлинике составляет 220 специалистов, профицит в стационаре - 342 специалистов со средним медицинским образованием.