ЗАКОН

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 30 декабря 2020 года N 50-РЗ


О внесении изменений в закон Кабардино-Балкарской Республики "Об Уполномоченном по правам человека в Кабардино-Балкарской Республике"



Принят
Парламентом
Кабардино-Балкарской Республики
24 декабря 2020 года



Статья 1


Внести в Закон Кабардино-Балкарской Республики от 3 ноября 2006 года N 82-РЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Кабардино-Балкарской Республике" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) следующие изменения:


1. В преамбуле слова "(далее - Федеральный закон)" заменить словами "и Федеральным законом "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон)".


2. В статье 1 после слова "обеспечения" дополнить словом "дополнительных", слова ", их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами" заменить словами "на территории Кабардино-Балкарской Республики".


3. В статье 2 слова "затрагивающего права человека и гражданина, и приведению его в соответствие с международными стандартами, развитию сотрудничества в области защиты прав человека и гражданина, правовому просвещению по вопросам прав и свобод, форм и методов их защиты" заменить словами "муниципальных нормативных правовых актов в части защиты прав и свобод, правовому просвещению в области соблюдения прав и свобод, форм и методов их защиты, а также развитию международного сотрудничества в области прав человека".


4. Статью 4 изложить в следующей редакции:


"Статья 4. Принципы деятельности Уполномоченного


1. Деятельность Уполномоченного основывается на принципах справедливости, гуманности, законности, гласности, беспристрастности.


2. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц, а также неподотчетен им.".


5. В статье 5:


1) в абзаце первом слова "Федеральным законом" заменить словами "федеральным законодательством";


2) в абзаце втором слово "граждан" исключить.

6. В части 2 статьи 7 слово "заместителя" заменить словами "первого заместителя".


7. Наименование главы 2 изложить в следующей редакции:


"Глава 2. КОМПЕТЕНЦИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО, ГАРАНТИИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".



8. Статью 8 изложить в следующей редакции:


"Статья 8. Принятие к рассмотрению жалоб и иных обращений Уполномоченным


1. Гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться к Уполномоченному с жалобой, предложением или заявлением в письменной форме или в форме электронного документа, а также устно на личном приеме.


2. При рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства Уполномоченным применяется порядок, установленный Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", с учетом особенностей принятия к рассмотрению и рассмотрения жалоб Уполномоченным, установленных настоящим Законом, в том числе сроков рассмотрения жалоб.


3. Получив обращение, содержащее предложение, заявление или иную информацию, касающуюся нарушения прав и свобод граждан (далее - обращение), Уполномоченный имеет право:


1) рассмотреть обращение по существу;


2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;


3) направить обращение на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится рассмотрение обращения.


4. Жалобы и иные обращения, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, в соответствии с Федеральным законом просмотру администрацией мест принудительного содержания и цензуре не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.


5. Под жалобой, адресованной Уполномоченному (далее - жалоба), понимается просьба гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - заявитель) о защите и восстановлении прав и свобод, нарушенных (нарушаемых), по его мнению, решениями или действиями (бездействием) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Кабардино-Балкарской Республики, органов государственной власти или иных государственных органов Кабардино-Балкарской Республики (кроме Парламента Кабардино-Балкарской Республики), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов, организаций, действующих на территории Кабардино-Балкарской Республики, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.


6. В жалобе должны содержаться фамилия, имя, отчество (при наличии), почтовый и (или) электронный адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Кабардино-Балкарской Республики, органов государственной власти или иных государственных органов Кабардино-Балкарской Республики (далее - государственные органы), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов (далее - муниципальные органы), организаций, действующих на территории Кабардино-Балкарской Республики, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - организации), нарушивших (нарушающих), по мнению заявителя, его права и свободы. К жалобе также должны прилагаться материалы, подтверждающие обоснованность жалобы, включая копии документов, связанных с обжалованием соответствующих решений или действий (бездействия) в судебном или административном порядке. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.


7. В случае получения жалобы Уполномоченный:


1) принимает жалобу к рассмотрению, если она соответствует требованиям, предусмотренным частями 5 и 6 настоящей статьи, о чем сообщает заявителю;


2) отказывает в принятии жалобы к рассмотрению, если она не соответствует требованиям, предусмотренным частями 5 и 6 настоящей статьи, при этом отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован.


8. Уполномоченный принимает жалобу к рассмотрению или отказывает в ее принятии в течение 15 дней со дня регистрации жалобы и уведомляет об этом заявителя.


9. В случае, если лицо, обратившееся с жалобой к Уполномоченному, одновременно обратилось с жалобой в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, по запросу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации жалоба с прилагаемыми к ней материалами передается на рассмотрение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.".


9. Дополнить статьями 8-1 и 8-2 следующего содержания:


"Статья 8-1. Рассмотрение жалоб Уполномоченным


1. Уполномоченный информирует о принятии жалобы к рассмотрению государственные органы, муниципальные органы, организации, решения или действия (бездействие) которых обжалуются, а также вправе запросить у указанных органов и организаций информацию по существу поступившей жалобы и предложить обосновать свою позицию в целом.


2. В случае необходимости проверки обстоятельств, изложенных в жалобе, Уполномоченный вправе:


1) самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, их должностными лицами и государственными служащими собирать, проверять и анализировать информацию об обстоятельствах, изложенных в жалобе;


2) посещать государственные органы, муниципальные органы, организации;


3) беспрепятственно посещать места принудительного содержания, находящиеся на территории Кабардино-Балкарской Республики, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок посещения мест принудительного содержания;


4) запрашивать и получать от государственных органов, муниципальных органов, организаций сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, а также соответствующие устные разъяснения их должностных лиц;


5) обращаться в суд с ходатайством об ознакомлении с материалами по гражданскому или административному делу, решение по которому вступило в законную силу;


6) привлекать экспертов;


7) пользоваться иными правами, предусмотренными федеральными законами и республиканскими законами.


3. Порядок взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с Уполномоченным, в том числе порядок оказания содействия Уполномоченному в предоставлении необходимой ему для рассмотрения жалобы информации территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с Федеральным законом определяется нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. В целях осуществления взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с Уполномоченным между ними могут заключаться соответствующие соглашения.


4. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы, в частности жалобы на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, Уполномоченным выявлена необходимость принятия системных мер по устранению нарушений прав и свобод на территории Кабардино-Балкарской Республики, Уполномоченный вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации с просьбой об оказании содействия и о принятии им мер, относящихся к его компетенции.


5. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы обнаружены признаки уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, Уполномоченный передает имеющиеся материалы в соответствующие государственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении, известив об этом заявителя.


6. Информация о результатах рассмотрения жалобы Уполномоченным должна быть направлена заявителю не позднее 10 дней со дня завершения проверки обстоятельств, изложенных в жалобе.


Статья 8-2. Права Уполномоченного на принятие мер по защите и восстановлению прав и свобод


1. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:


1) направить государственному органу, муниципальному органу, организации, должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод, в письменной форме свои рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и свобод. Государственный орган, муниципальный орган, организация, должностное лицо, получившие рекомендации Уполномоченного, обязаны в течение 30 дней рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному;


2) обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, муниципального органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе по делу о защите прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации;


3) обратиться в соответствующие компетентные государственные или муниципальные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства и (или) рассмотрении вопроса об уголовном преследовании в отношении должностного лица государственного органа, муниципального органа, организации, в решениях или действиях (бездействии) которого усматривается нарушение прав и свобод, а также о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении организации и (или) должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и свобод;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»