Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года определяет обеспечение потребностей граждан с различным уровнем дохода в предоставлении комфортного жилья и получении качественных жилищно-коммунальных услуг, модернизацию коммунального сектора, основанной на принципах рационального использования ресурсов.
За период 2014 - 2019 годов на территории республики за счет всех источников финансирования построено более 615,519 тыс. кв. м общей площади жилых домов.
В 2019 году объем вводимого жилья составил 112,336 тыс. кв. м. Основной объем по вводу жилья остается за индивидуальными застройщиками, введено 81,114 тыс. кв. м малоэтажного жилья, или 72 процента от общего объема ввода.
В 2019 году объем вводимого жилья составил 115166,4 тыс. кв. м. Основной ввод жилья остается за индивидуальными застройщиками, введено 45,473 тыс. кв. м малоэтажного жилья, или 82 процента от общего объема ввода.
По результатам 2019 года уровень обеспеченности жильем на душу населения увеличился до 14,19 кв. м или 78,83 процента от нормативной (18 кв. м) и 72,39 процента от среднероссийской обеспеченности (19,6 кв. м), а ввод жилья на одного человека - до 0,38 кв. м.
Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных барьеров. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора.
В соответствии с государственной политикой, направленной на повышение доступности жилья для граждан с невысоким уровнем доходов, в республике разработаны нормативные правовые акты, обеспечивающие условия для развития жилищно-строительных кооперативов граждан, а также по обеспечению права отдельных категорий граждан на приобретение стандартного жилья.
Государственная поддержка спроса на рынке жилья осуществляется через поддержку системы ипотечного жилищного кредитования, проведение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
С 1 января 2018 г. ФЦП "Жилище" входит в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 (далее - федеральная государственная программа). Мероприятия по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, а также улучшению жилищных условий молодых семей интегрированы в основные мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной государственной программы.
Количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявивших желание стать участниками подпрограммы, значительно превышает возможности бюджетного финансирования, интерес к подпрограмме с каждым годом растет. Так, количество участников подпрограммы по состоянию на 1 января 2020 г. составило 1050 семей.
Реализация мероприятий программы в 2021 - 2025 годах позволит улучшить жилищные условия 447 молодых семей и привлечь в жилищную сферу 1577309,67 тыс. рублей, в том числе из бюджетов всех уровней, - 408817,83 тыс. рублей.
Важным фактором, влияющим на уровень доступности жилья гражданам, является рост цен на жилье как на первичном, так и на вторичном рынке. По сравнению с 2016 годом стоимость жилья выросла в 1,5 раза, то есть существенно превышала уровень инфляции и темпы роста стоимости строительных материалов.
Важной проблемой является предоставление жилья по договору социального найма малоимущим гражданам. Основной проблемой в этой сфере является отсутствие финансовых возможностей у муниципалитетов по строительству и приобретению жилья для предоставления по договору социального найма.
Таким образом, анализ современного состояния в жилищной и жилищно-коммунальной сферах показывает, что: