Действующий

О корректировке территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области (с изменениями на 2 сентября 2024 года)



10.1. Определение технологических решений и технологий, планируемых к применению на территории Владимирской области на период реализации территориальной схемы обращения с отходами


Планируемые Территориальной схемой объекты должны соответствовать современным градостроительным, технологическим и экологическим требованиям. Их планирование и создание должны быть реалистичными в условиях особенностей Владимирской области и соответствовать плановым целевым показателям в среднесрочном и долгосрочном периодах. Современные объекты обработки позволят поэтапно увеличивать процент отбора ВМР и органического компоста, процент обезвреживания отходов и соответственно минимизировать объем захоронения на объектах размещения. Технико-экономические показатели должны соответствовать возвратности инвестиций и доступности услуг для потребителей.


В связи с тем, что системы раздельного сбора и сортировки отходов до их захоронения находятся в начальном состоянии, под объекты захоронения отходов приходится на десятилетия выводить из оборота все большие земельные площади. После завершения эксплуатации таких объектов необходима их рекультивация, требующая существенных финансовых средств, которые, как правило, отсутствуют как у муниципальных органов, так и у частных владельцев объектов. В результате сложившейся практики большая часть свалок отходов остается нерекультивированной.


Современные концепции систем обращения отходов исходят из того, что эта сфера деятельности имеет ряд специфических особенностей, в частности:


- неконтролируемое обращение с отходами наносит серьезный ущерб окружающей среде и формирует экологические проблемы для будущих поколений;


- в отличие от традиционного товара отходы имеют отрицательную стоимость (владелец отходов должен оплачивать их удаление), что диктует специфику рыночных отношений между участниками процесса обращения с отходами;


- отходы в большинстве случаев могут рассматриваться как источник вторичных ресурсов, однако, выделение компонентов и фракций, пригодных для утилизации либо рециклинга (вовлечение во вторичную переработку), требует дополнительных затрат, которые за редким исключением не компенсируются доходом от реализации получаемого сырья;


- реализация принципа "загрязнитель платит". Любой производитель отходов обязан полностью компенсировать затраты на их удаление. Этот принцип является весомым стимулом к участию всех образователей отходов в снижении количества отходов и селективном сборе утилизируемых компонентов.


Деятельность по обращению с отходами, в том числе при создании инфраструктуры, должна основываться на полной оценке жизненного цикла отходов и учитывать все связи в цепи отходов, экономические взаимоотношения участников, а также воздействие конечного цикла на окружающую среду.


При определении и выборе технологий, применяемых на территории Владимирской области в рамках реализации мероприятий территориальной схемы обращения с отходами, необходимо использовать основополагающие критерии и требования законодательства об отходах и подзаконные акты, в том числе:


1) направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:


- максимальное использование исходных сырья и материалов;


- предотвращение образования отходов;


- сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;


- обработка отходов;