Распределение муниципальных образований по интегральному коэффициенту обеспеченности медицинскими кадрами (далее - КОМК)
Группа | Количество муниципальных образований | Рекомендованные первоочередные мероприятия по улучшению (стабилизации) кадрового потенциала |
V | 1 (Бежецкий муниципальный округ) | 1. Совершенствование планирования численности и структуры кадров работников здравоохранения. 2. Приведение штатного расписания в соответствии с потребностью в медицинских специалистах исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи. 3. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника. 4. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров. 5. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. 6. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом. 7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Тверской области, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях. 8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" |
Крайне высокий КОМК - положительная кадровая ситуация | ||
(в ред. распоряжения Правительства Тверской области от 20.06.2023 N 615-рп) | ||
IV | 9 (Андреапольский муниципальный округ, Весьегонский муниципальный округ, Западнодвинский муниципальный округ, Кесовогорский муниципальный район, Краснохолмский муниципальный округ, Нелидовский городской округ, Оленинский муниципальный округ, Пеновский муниципальный округ, Сандовский муниципальный округ) | 1. Планирование необходимой численности и структуры кадров с учетом мероприятий по улучшению доступности медицинской помощи и маршрутизации пациентов. 2. Оценка штатных расписаний медицинских организаций и приведение в соответствие с потребностью в медицинских специалистах исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи. 3. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника. 4. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров. 5. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом с целью увеличения доступности врачебной помощи. 6. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Тверской области, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях. 7. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" |
Высокий КОМК - стабильная кадровая ситуация | ||
III | 21 (г. Тверь, Бельский муниципальный район, Бологовский муниципальный округ + г. Бологое, Вышневолоцкий городской округ + г. В. Волочек, Жарковский муниципальный район, Зубцовский муниципальный район, Калязинский муниципальный район, Кимрский муниципальный район + г. Кимры, Конаковский муниципальный округ + г. Конаково, Лесной муниципальный округ, Максатихинский муниципальный район, Молоковский муниципальный район, Осташковский городской округ, Рамешковский муниципальный район, Ржевский муниципальный район + г. Ржев, Селижаровский муниципальный округ, Спировский муниципальный район, Сонковский муниципальный район, Торопецкий муниципальный район, Торжокский муниципальный район + г. Торжок, Фировский муниципальный район) | 1. Плановая работа по сокращению дефицита медицинских кадров. 2. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом. 3. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности. 4. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника. 5. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров. 6. Оценка штатных расписаний медицинских организаций с учетом нормативных документов и потребности населения в оказании медицинской помощи. 7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Тверской области, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях. 8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" |
Средний КОМК - кадровая ситуация стабильная, на уровне показателей Тверской области | ||
(в ред. распоряжения Правительства Тверской области от 20.06.2023 N 615-рп) | ||
II | 5 (Калининский муниципальный округ, Кашинский городской округ + г. Кашин, Кувшиновский муниципальный район, Лихославльский муниципальный район, Старицкий муниципальный район) | 1. Восполнение кадрового дефицита медицинских работников. 2. Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55 - 60%. 3. Привлечение молодых специалистов. Организация адресной поддержки специалистов, направляемых в медицинские организации. 4. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности. Внедрение новых моделей деятельности. 5. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника. 6. Анализ штатных расписаний медицинских организаций исходя из нормативных требований и потребности населения в оказании медицинской помощи, а также с учетом маршрутизации пациентов. 7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Тверской области, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях. 8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" |
Низкий КОМК - отрицательная, наличие дефицита кадров. Возможен риск недостижения целевых показателей | ||
(в ред. распоряжения Правительства Тверской области от 20.06.2023 N 615-рп) | ||
I | - | - |
Крайне низкий КОМК - отрицательная кадровая ситуация, наличие постоянного дефицита кадров. Высокий риск недостижения целевых показателей |
31. Управление штатным расписанием - формирование с учетом нормативов на основании численности прикрепленного населения, географии населенного пункта; нормативов, закрепленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; структуры заболеваемости, маршрутизации пациентов, реальной нагрузки на врачей.
Мероприятие состоит из анализа организационной и штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Тверской области; корректировки организационной и штатной численности медицинских работников с учетом региональных особенностей (коэффициент геолокации); согласования с Минздравом России организационной и штатной численности медицинских работников и коэффициент геолокации; принятия нормативного правового акта, определяющего организационную и штатную численность медицинских работников в государственных медицинских организациях Тверской области; разработки плана мероприятий по изменению штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Тверской области; проведения организационно-штатных мероприятий.
Здравоохранение Тверской области на протяжении последних 5 лет характеризуется кадровым дефицитом.
Ресурсная обеспеченность населения в сфере здравоохранения рассчитывается с учетом нормативов объемов медицинской помощи в расчете на одного жителя (одно застрахованное лицо), установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
При определении объемов оказания медицинской помощи учитываются:
особенности половозрастного состава населения;
уровень и структура заболеваемости населения;
уровень и структура смертности населения;
географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.
Несмотря на сложившийся кадровый дефицит объемы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сбалансированы, в целом соответствуют федеральным нормативам.
Штатные должности специалистов медицинских организаций устанавливаются медицинскими организациями на основании плановых объемов медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара, стационарных условиях, а также вне стационара структурными подразделениями скорой, в том числе специализированной медицинской помощи, с учетом порядков оказания медицинской помощи, рекомендуемого числа посещений на год на одну должность врача.
Совместно с ФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздрава России была определена и согласована потребность во врачах и среднем медицинском персонале первичного звена здравоохранения на 2020 год (общая потребность на 2020 год - 3180 человек, из них врачей-онкологов - 64, врачей-оториноларингологов - 70, врачей-педиатров - 178, врачей-педиатров участковых - 249, врачей-терапевтов участковых - 375, врачей общей практики (семейные) - 282, врачей-инфекционистов - 39, врачей-дерматовенерологов - 55, врачей-психиатров - 101, врачей-травматологов-ортопедов - 92, врачей-фтизиатров - 42, врачей-патологоанатомов - 25, врачей скорой медицинской помощи - 0 человек.
Сложившееся положение приводит к значительному превышению нагрузки на врачей по сравнению с нормативными (педиатры участковые, терапевты участковые, общей практики (семейные)).