Недействующий

О Стратегии социально-экономического развития Астраханской области на период до 2035 года (с изменениями на 30 августа 2022 года)



1. Первый сценарий (базовый)


Внешние факторы в базовом сценарии фиксируются в текущем состоянии на весь срок реализации настоящей Стратегии, сохраняются существующие практики федеративных отношений, долговая и межбюджетная политика на федеральном уровне.


Внешние санкции также сохранятся на длительный период. В случае реализации таких условий сохранится активная политика в области импортозамещения, будет устойчивый спрос на российскую сельскохозяйственную продукцию и пищевые продукты, что выгодно для субъектов Российской Федерации с агропромышленной специализацией, к которым относится Астраханская область.


Принципиального изменения модели социально-экономического развития Астраханской области не произойдет, как и существенных структурных сдвигов.


В условиях стабильных макроэкономических тенденций ожидаемые структурные сдвиги в региональной экономике будут происходить медленно. В среднесрочной перспективе структура экономики Астраханской области не претерпит значительных изменений - основу рыночной специализации продолжат составлять отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых и нефтепереработкой. Позиции в структуре валовой добавленной стоимости преимущественно будут сохранять отрасли, связанные с добычей нефти и природного газа. В долгосрочной перспективе формирующаяся тенденция снижения инвестиций добывающих компаний в геолого-разведочные работы станет неблагоприятным фактором для дальнейшего инвестиционного развития данных отраслей.


На фоне удержания данными отраслями лидирующих позиций в структуре валовой добавленной стоимости прогнозируется сохранение благоприятных условий для развития в экономике Астраханской области предприятий химической промышленности (производство серы).


Отрасли судостроения, пищевая промышленность сохранят свои текущие темпы роста. В долгосрочной перспективе увеличение добычи нефти и газа стимулирует спрос на транспортные, обслуживающие и технические услуги.


Возрастет спрос на выполнение судостроительными организациями Астраханской области заказов в данной сфере, останется востребованной продукция астраханского кораблестроения на рынке прикаспийских государств.


Сельское хозяйство будет основываться преимущественно на использовании традиционных технологий. Факторами, оказывающими в долгосрочной перспективе благоприятное воздействие на его развитие, станет сохранение тренда импортозамещения на внутреннем рынке.


В связи с истощением запасов водных биоресурсов промышленный вылов будет переориентирован на развитие рыбоводства. В то же время прогнозируемое истощение запасов биоресурсов Мирового океана будет препятствовать интенсивному росту рынка.


В других секторах экономики региона сложится аналогичная ситуация: сохранятся текущие тенденции, отрасли будут демонстрировать ограниченный рост и умеренное обновление технологий и моделей бизнеса.


Однако целевое видение будущего не будет достигнуто, так как в области не произойдет структурной перестройки экономики, не сформируются высокотехнологичные сегменты в традиционных отраслях, а значит, не будут достигнуты целевые ориентиры роста заработных плат, несмотря на то, что темпы роста ВРП могут даже превосходить среднероссийский уровень.


В заданных базовым сценарием условиях Астраханская область будет максимально использовать имеющиеся преимущества и реализовывать уже сформированный пакет проектов. Однако отсутствие новых направлений развития, внедрения высокотехнологичных производств ограничит возможности создания новых рабочих мест, повышения уровня жизни населения.


В базовом варианте к концу периода реализации Стратегии прогнозируется небольшое увеличение среднегодовой численности населения за счет снижения смертности населения. Стабильное развитие экономики способствует постепенному повышению номинальной начисленной заработной платы выше темпов инфляции, а также плавному росту реальных располагаемых денежных доходов населения. Показатели зарегистрированной безработицы остаются на невысоком уровне, за исключением периода действия и преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).