Наименование показателя | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. |
Уровень регистрируемой безработицы на конец периода, % | 1,9 | 1,7 | 1,2 | 1,1 | 1,0 | 1,4 | 1,4 | 1,2 | 1,0 | 1,2 |
Примечание. Уровень регистрируемой безработицы в 2019 году сформирован по предварительным данным.
Традиционно уровень безработицы в Астраханской области растет ежегодно в конце и в начале календарного года, а далее снижается в весенне-летний период, что объясняется влиянием сезонного фактора.
Вместе с тем стоит отметить, что до 2019 года ситуация на регистрируемом рынке труда характеризуется снижением численности безработных граждан.
По данным выборочного исследования рабочей силы, проводимого Росстатом, средний возраст безработных в 2018 году составил 37,0 года против 36,2 года в 2017 году. Молодежь до 30 лет среди безработных составляет 40,5%, в том числе в возрасте 15 - 19 лет - 4,0%, 20 - 29 лет - 36,5%, лица в возрасте 50 лет и старше - 26,4%. В возрастной группе 30 - 39 лет уровень безработицы составил 18,7%, в группе 40 - 49 лет - 14,4%.
Номинальная и реальная среднемесячная начисленная заработная плата и средний размер назначенных пенсий в 2019 году сформированы по предварительным данным.
3. SWOT-анализ текущего состояния социально-экономического развития Астраханской области
SWOT-анализ Астраханской области позволяет выявить внешние и внутренние факторы, влияющие на социально-экономическое положение региона, учесть его сильные и слабые стороны, определить угрозы и возможности по их предотвращению. В 2020 году весь мир испытал на себе последствия пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что оказало влияние на многие сферы социально-экономического развития региона и страны в целом.
1) Сильные стороны Астраханской области
Конкурентными преимуществами Астраханской области, которые могут оказать благоприятное влияние на социально-экономическое развитие региона в перспективе, являются:
а) выгодное территориальное, геополитическое и транспортное расположение:
приграничное положение со странами Прикаспийского региона (Азербайджанской Республикой, Исламской Республикой Иран, Республикой Казахстан, Туркменистан);
близость экономически развитых регионов (Краснодарский край, Ростовская область, Ставропольский край), позволяющая получать синергетический эффект от реализации межрегиональных проектов;
прохождение через территорию региона крупного международного транспортного коридора "Север - Юг";