В 2019 году среднемесячная заработная плата в муниципальных районах области по крупным и средним предприятиям варьируется с широким диапазоном: от 23196,6 рубля в Володарском районе до 46394,5 рубля в Красноярском районе.
Столь высокое значение показателя в Красноярском районе объясняется высоким уровнем оплаты труда на предприятиях, созданных вокруг промышленного гиганта региона - ООО "Газпром переработка".
Ежегодный рост показателя в Наримановском районе обеспечен расширением имеющихся производственных предприятий в районе, созданием новых, вводом дополнительных рабочих мест на акционерном обществе "ССЗ "Лотос", в обществе с ограниченной ответственностью "БКЕ Шельф", закрытом акционерном обществе "Тандер", в филиале компании "Шлюмберже Лоджелко, Инк". Отдельно стоит отметить развитие на территории региона особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Лотос".
Таким образом, пространственное развитие Астраханской области в большей степени характеризуется моноцентричностью: наиболее устойчивая система расселения агломерационного типа сосредоточена в зоне влияния административного центра Астраханской области - городе Астрахани и прилегающей к нему территорий.
Такая неравномерность, концентрация населения и бизнеса на юге и центральной части региона, обладающими высоким экономическим потенциалом территорий, задает восходящий вектор развития для северной части Астраханской области.
Учитывая данный факт территорию региона можно разделить на две зоны развития: Южная и Северная, каждая из которых имеет свои особенности.
Южная зона развития
Наибольшее влияние на экономическое развитие Астраханской области оказывает Южная зона: территория областного центра (города Астрахань) и прилегающих к ней муниципальных образований (Красноярский, Наримановский, Приволжский, Володарский, Икрянинский, Камызякский и Лиманский районов).
Территории этих зон развития характеризуется наиболее высокой плотностью экономической деятельности и плотностью расселения и имеют соответственно и наилучшие условия для развития диферсифицированного промышленного производства, высокоиндустриального товарного сельскохозяйственного производства.
Основными причинами такого расселения являются:
выгодное приграничное географическое положение на пересечении основных транспортных междугородных и международных путей (в том числе МТК "Север - Юг");
наличие развитого транспортного узла (порты, вокзалы, аэропорт) с возможностью его перетрансформации в интермодальный транспортный узел, предполагающий "бесшовное" передвижение товаров и пассажиров всеми видами транспорта и обработку значительного объема грузо- и пассажиропотока;
значительные запасы природных ресурсов, особенно на Каспийском море;
наиболее развитый (относительно других территорий муниципальных образований) промышленный потенциал;