Недействующий

О Стратегии социально-экономического развития Астраханской области на период до 2035 года (с изменениями на 30 августа 2022 года)




Рисунок 1. Административная карта Астраханской области


Большая часть территории Астраханской области лежит ниже уровня Мирового океана. Абсолютная высота постепенно понижается от плюс 15 - 20 м на севере области, в районе с. Сасыколи переходит нулевой уровень, и у побережья Каспийского моря абсолютная отметка составляет минус 28 м ниже нуля Кронштадтского футштока. Самой высокой точкой является гора Большое Богдо - 149,6 м.


Астраханская область - один из древних и богатых историческим прошлым регионов России. Прямой предшественницей Астраханской области является Астраханская губерния, образованная Петром I в 1717 году.


Решение о создании Астраханской губернии (ныне административный центр - муниципальное образование "Город Астрахань") было принято ввиду ее стабильной торговой и политической деятельности и направлено не только на укрепление южных форпостов Российского государства на Востоке, но и на формирование своеобразной визитной карточки страны на южном торговом пути.


Сегодня, как и в историческом прошлом, Астраханская область - это территория юга России с развивающейся экономикой, значительным потенциалом и прочными дипломатическими связями.


Основу уникального природно-ресурсного потенциала Астраханского региона составляют значительные запасы углеводородов: нефти, газа и газового конденсата, разведанные на территории региона и на российской части дна Каспийского моря, а также сера, соль, бром, йод, общераспространенные полезные ископаемые (гипс, глина, пески и прочее) и пресные подземные воды, минеральные воды.


На территории Астраханской области расположено уникальное соленое озеро Баскунчак, промышленная разработка которого ведется более 100 лет. Месторождение служит главной базой добычи пищевой и технической соли в России. Крупное Нижне-Баскунчакское месторождение гипса является основой для производства гипса сыромолотого, гипсового камня и различных строительных смесей.


Нефтегазовая отрасль и топливно-энергетический комплекс традиционно занимают лидирующие позиции в промышленности региона.


Месторождения углеводородного сырья на территории Астраханской области содержат более 20% общероссийских запасов конденсата, 5% природного газа и около 90% газовой серы. Основная доля запасов углеводородов региона сконцентрирована на Астраханском газоконденсатном месторождении, уникальном по запасам и компонентному составу. На территории области также расположено крупное по запасам нефтяное месторождение - Великое.


Астраханская область с каждым годом приобретает все возрастающее экономическое значение в связи с наличием углеводородов в северной части Каспийского моря, имеющего статус внутреннего моря-озера. Крупнейшим из открытых месторождений на море является нефтяное месторождение им. В. Филановского, а по газу - Хвалынское.


Уникальное экономико-географическое положение Астраханской области определило высокий транспортно-транзитный потенциал региона.


В области достаточно развита транспортная инфраструктура. На конец 2019 года эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 629,6 км, протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием - 4,1 тыс. км, протяженность внутренних водных путей, по которым может осуществляться судоходство, - 1,3 тыс. км.


На территории Астраханской области находятся два торговых морских порта: Оля и Астрахань, и, что наиболее важно, сосредоточено около 60% всех судостроительно-судоремонтных мощностей Прикаспийского региона. Имея выход к Каспийскому морю, обладая базой судостроительной промышленности, Астраханская область успешно развивает судостроение и судоремонт как основу для флотов стран Каспийского региона.


Также в административном центре - муниципальном образовании "Город Астрахань" - находится международный аэропорт, принимающий регулярные внутренние и международные рейсы.


Астраханская область старается поддерживать исторические связи и развивать новые контакты не только с прикаспийскими государствами, но и со странами дальнего зарубежья. Наличие крупных портовых мощностей в регионе создает возможность интеграции в регионе российских грузов, направляемых в страны Южной Азии, прежде всего в Исламскую Республику Иран и Республику Индия. И наоборот, крупные партии импортных товаров могут перекомпоновываться в Астраханской области для последующей отправки в другие регионы России.