Недействующий

О Стратегии социально-экономического развития Астраханской области на период до 2035 года (с изменениями на 30 августа 2022 года)



Товарооборот предприятий розничной торговли в 2012 - 2019 годах

Наименование показателя

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

АО:

Товарооборот, млн рублей

132989,6

150199,6

165462,8

174292,9

167320,3

166809,5

173405,1

180930,9

Динамика оборота розничной торговли, %

109,0

107,7

103,9

90,1

90,4

97,4

101,5

100,4

РФ:

Динамика оборота розничной торговли, %

106,3

103,9

102,7

90,0

95,4

101,3

102,8

101,9


В Астраханской области розничный товарооборот в 2019 году сложился на уровне 100,4% к предыдущему году.


Доля Астраханской области в общероссийском объеме оборота розничной торговли составила 0,53%.


С 2012 года удельный вес региона в обороте ЮФО сократился с 6,9 до 5,2%. В 2019 году - это пятый показатель после Краснодарского края, Республики Крым, Ростовской и Волгоградской областей.


В 2019 году в Астраханской области оборот розничной торговли в основном формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществлявшими деятельность вне рынка (95,4%); доля розничных рынков и ярмарок составляла 4,6% (в 2012 году - 93,3% и 6,7% соответственно).


К уровню 2018 года оборот розничной торговли на душу населения по Астраханской области увеличился на 0,6% (в сопоставимых ценах) и составил 179,2 тыс. рублей, что ниже среднедушевого оборота в РФ и ЮФО на 21,8% и 15,8% соответственно.


В 2019 году в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 39,6% (71634,1 млн рублей), непродовольственных товаров - 60,4% (109296,8 млн рублей), в 2018 году данные показатели составляли 38,9% и 61,1% соответственно.


Тенденция роста сетевой торговли создает дополнительные возможности расширения потребительского рынка и дает значительный положительный эффект: повышается прозрачность торговых операций, внедряются современные технологии, появляются возможности увеличения объемов реализации для отечественных производителей.


В 2019 году оборот розничной торговли сетевых структур составил 44604,4 млн рублей, или 112,1% к уровню предыдущего года (в 2018 году - 109,6%). Усиливающаяся конкуренция на рынке розничных торговых сетей стимулирует необходимость дальнейшей оптимизации бизнес-процессов, поиск новых управленческих решений, направленных на предоставление более качественного сервиса населению, развитие альтернативных каналов продаж, в частности - интернет-торговли.


Развиваются малоформатные формы торговли; количество нестационарных торговых объектов, реализующих сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары, динамично растет. На 1 января 2020 года на территории региона размещено 2216 нестационарных торговых объектов (+ 91 единица к уровню 2012 года).


Одним из показателей состояния торговли является изменение доли рыночной торговли в общем объеме розничных продаж. Розничные рынки и ярмарки сегодня - это места, где реализуется продукция сельхозпроизводителей и предприятий пищевой промышленности Астраханской области.


На 1 января 2019 года на территории Астраханской области функционировало 8 розничных рынков, на которых было организовано 921 торговое место, 5 рынков являются сельскохозяйственными, 3 - универсальными.


На 1 января 2020 года организовано 67 ярмарок. Организаторами ярмарок являлись индивидуальные предприниматели (47,2% от общего числа проведенных ярмарок), юридические лица (31,4%), органы местного самоуправления (21,4%). Основными хозяйствующими субъектами на ярмарках были индивидуальные предприниматели (они занимали 91,0% всех торговых мест).


Стратегическим направлением в развитии ярмарок на территории Астраханской области является их визуализация.