Наименование показателя | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | ||
АО: | ||||||||||
Товарооборот, млн рублей | 132989,6 | 150199,6 | 165462,8 | 174292,9 | 167320,3 | 166809,5 | 173405,1 | 180930,9 | ||
Динамика оборота розничной торговли, % | 109,0 | 107,7 | 103,9 | 90,1 | 90,4 | 97,4 | 101,5 | 100,4 | ||
РФ: | ||||||||||
Динамика оборота розничной торговли, % | 106,3 | 103,9 | 102,7 | 90,0 | 95,4 | 101,3 | 102,8 | 101,9 |
В Астраханской области розничный товарооборот в 2019 году сложился на уровне 100,4% к предыдущему году.
Доля Астраханской области в общероссийском объеме оборота розничной торговли составила 0,53%.
С 2012 года удельный вес региона в обороте ЮФО сократился с 6,9 до 5,2%. В 2019 году - это пятый показатель после Краснодарского края, Республики Крым, Ростовской и Волгоградской областей.
В 2019 году в Астраханской области оборот розничной торговли в основном формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществлявшими деятельность вне рынка (95,4%); доля розничных рынков и ярмарок составляла 4,6% (в 2012 году - 93,3% и 6,7% соответственно).
К уровню 2018 года оборот розничной торговли на душу населения по Астраханской области увеличился на 0,6% (в сопоставимых ценах) и составил 179,2 тыс. рублей, что ниже среднедушевого оборота в РФ и ЮФО на 21,8% и 15,8% соответственно.
В 2019 году в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 39,6% (71634,1 млн рублей), непродовольственных товаров - 60,4% (109296,8 млн рублей), в 2018 году данные показатели составляли 38,9% и 61,1% соответственно.
Тенденция роста сетевой торговли создает дополнительные возможности расширения потребительского рынка и дает значительный положительный эффект: повышается прозрачность торговых операций, внедряются современные технологии, появляются возможности увеличения объемов реализации для отечественных производителей.
В 2019 году оборот розничной торговли сетевых структур составил 44604,4 млн рублей, или 112,1% к уровню предыдущего года (в 2018 году - 109,6%). Усиливающаяся конкуренция на рынке розничных торговых сетей стимулирует необходимость дальнейшей оптимизации бизнес-процессов, поиск новых управленческих решений, направленных на предоставление более качественного сервиса населению, развитие альтернативных каналов продаж, в частности - интернет-торговли.
Развиваются малоформатные формы торговли; количество нестационарных торговых объектов, реализующих сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары, динамично растет. На 1 января 2020 года на территории региона размещено 2216 нестационарных торговых объектов (+ 91 единица к уровню 2012 года).
Одним из показателей состояния торговли является изменение доли рыночной торговли в общем объеме розничных продаж. Розничные рынки и ярмарки сегодня - это места, где реализуется продукция сельхозпроизводителей и предприятий пищевой промышленности Астраханской области.
На 1 января 2019 года на территории Астраханской области функционировало 8 розничных рынков, на которых было организовано 921 торговое место, 5 рынков являются сельскохозяйственными, 3 - универсальными.
На 1 января 2020 года организовано 67 ярмарок. Организаторами ярмарок являлись индивидуальные предприниматели (47,2% от общего числа проведенных ярмарок), юридические лица (31,4%), органы местного самоуправления (21,4%). Основными хозяйствующими субъектами на ярмарках были индивидуальные предприниматели (они занимали 91,0% всех торговых мест).
Стратегическим направлением в развитии ярмарок на территории Астраханской области является их визуализация.