Начиная с 2013 года государственный долг Республики Хакасия ежегодно увеличивался. Так, на начало 2013 года государственный долг составлял 4587 млн рублей, к концу 2017 года он достиг своего максимального значения 24613 млн рублей. То есть увеличение государственного долга за пять лет произошло в 5,4 раза.
Увеличение государственного долга Республики Хакасия связано с принятием в 2012 году ряда федеральных законов и указов Президента Российской Федерации. Как следствие, значительно выросли социальные обязательства Республики Хакасия, расширен перечень полномочий Республики Хакасия, осуществляемых за счет средств республиканского бюджета. При этом растущие расходные обязательства не обеспечивались поступлениями доходов в республиканский бюджет Республики Хакасия в полном объеме. Одновременно в результате негативной ситуации в мировой экономике замедлился рост оборотов организаций, что повлияло на поступления доходов в консолидированный бюджет Республики Хакасия от крупнейших налогоплательщиков региона. В частности, сократились поступления по налогу на прибыль организаций.
Указанные факторы привели к формированию максимального дефицита республиканского бюджета Республики Хакасия, для финансирования которого осуществлялось привлечение заемных средств.
Основным фактором, влияющим на долговую политику Республики Хакасия в 2021 году и плановом периоде 2022 - 2023 годов, является необходимость дальнейшего снижения государственного долга Республики Хакасия и выполнения условий реструктуризации бюджетных кредитов в соответствии с постановлением N 1531. Кроме этого, существуют другие факторы, которые будут оказывать влияние на характер долговой политики Республики Хакасия, такие как:
изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, влекущие диспропорции между расходами и доходами республиканского бюджета Республики Хакасия;
рост расходных обязательств Республики Хакасия вследствие принятия Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
ежегодный рост расходов республиканского бюджета Республики Хакасия, связанный с необходимостью повышения оплаты труда работников бюджетной сферы в связи с увеличением минимального размера оплаты труда (с учетом выплаты районных коэффициентов к заработной плате и процентных надбавок), а также сохранением достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем среднемесячного дохода от трудовой деятельности ("майские" Указы Президента Российской Федерации);
ухудшение экономической ситуации в регионе в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.