Действующий

О внесении изменений в Закон Кемеровской области "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года"


6.4. Машиностроение


Машиностроение является одним из базовых сегментов национальной экономики, обеспечивающих ее устойчивость и конкурентоспособность.


Машиностроительный комплекс Кемеровской области представлен такими видами экономической деятельности, как производство компьютеров, электронных и оптических изделий, производство электрического оборудования, производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки, производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, производство прочих транспортных средств и оборудования, ремонт и монтаж машин и оборудования.


В 2019 году в Кузбассе в сфере машиностроения работало 908 предприятий, на которых было занято около 25 тыс. человек (3,2% численности работающих в организациях). Суммарный удельный вес отрасли в общем объеме валового регионального продукта по итогам 2019 года составил 3%.


Общий объем машиностроительного производства по указанным видам экономической деятельности составил 69,7 млрд рублей (в сопоставимых ценах 130% к уровню 2016 года). Доля машиностроительной отрасли в объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств заняла почти 11%.


В общем объеме рынка машиностроительной продукции в целом по Российской Федерации удельный вес Кузбасса не превышает 0,7%.


Профильной специализацией отрасли, направленной на обеспечение потребностей в первую очередь угледобывающих предприятий, является производство горно-шахтного оборудования (более двух третей в структуре отгруженной продукции машиностроительной отрасли).


Также отмечено усиление в машиностроительной отрасли Кемеровской области направления сервисного обслуживания и ремонта импортного горношахтного оборудования. В регионе сформирован комплекс совместных сервисных центров по обслуживанию техники: Комацу (г. Полысаево и Прокопьевский район), Либхерр (пгт Грамотеино г. Белово), МАЗ (г. Прокопьевск), Камминс (Новокузнецкий район), БЕЛАЗ (г. Белово).


В 2019 году из всех обрабатывающих производств наибольший рост отмечен по производству прочих транспортных средств - в 12 раз к 2016 году, электрическому оборудованию - в 2 раза.


Удельный вес сельскохозяйственного машиностроения и машиностроения сферы товаров народного потребления занимает незначительную долю в машиностроительном производстве.


В 2019 году в целом в развитие машиностроительного производства суммарно по рассматриваемым видам экономической деятельности было направлено 2,2 млрд рублей инвестиций, что в 2,1 раза больше чем в 2016 году.


Таким образом, в своем сегодняшнем состоянии машиностроительные предприятия региона не способны осуществлять производство высокотехнологичной конкурентоспособной продукции в объемах, достаточных для обеспечения существенного сокращения импортных поставок.


Стратегической целью динамичного развития кузбасского машиностроения должно стать снижение зависимости российского топливно-энергетического комплекса от импорта оборудования. Для этого уже ведется создание межрегионального кластера, объединяющего промышленные предприятия, выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью.