1.7. Экологическое образование и воспитание
В настоящее время в решении проблем ресурсосбережения, предотвращения негативных экологических последствий хозяйственной деятельности, масштабных экологических аварий и катастроф ведущую роль играет не техногенный, а личностный фактор. Речь идет о зарождении в культуре современного человечества культуры экологического мышления. Поэтому экологическое образование становится важнейшим фактором в решении экологических проблем и формировании экологического сознания населения. Обеспечение экологически безопасного устойчивого развития требует высокой экологической культуры граждан, достигаемой в процессе непрерывного экологического образования и просвещения.
Устойчивое развитие Республики Крым не может быть достигнуто без формирования нового общественного экологического сознания, которое обеспечивало бы приоритетность экологической безопасности при решении социально-экономических проблем общества. Формирование подобного отношения к окружающей среде связано с воспитанием экологической культуры и экологического сознания общества и каждого его члена с использованием экологических критериев при принятии любых решений, сопряженных с вмешательством в природу и основанных на полной осведомленности об экологической обстановке в Республике Крым.
Экологическая культура предполагает формирование духовно-нравственных качеств личности, способности поступать по совести в общении с природой и людьми и станет реальностью лишь в результате непрерывного экологического образования людей всех возрастов, социальных и профессиональных групп на традиционно-нравственной основе.
Формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания является одной из основополагающих задач на пути к достижению стратегической цели государственной политики в области экологического развития - решению социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранению благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации прав каждого на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
На территории республики проводятся массовые экологические и природоохранные мероприятия, ведется активная эколого-просветительская работа, в частности - ежегодная республиканская экологическая акция "Крым - регион экологической безопасности и чистоты". Цель акции - формирование экологической культуры и патриотизма у детей и молодежи как фактора сохранения уникальной природы Крыма, привлечение внимания общественности, органов государственной власти, средств массовой информации к проблемам природоохранной деятельности с тем, чтобы создать условия для реализации конституционного права граждан на экологическую безопасность и охрану здоровья.
С целью активизации социальной, творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы школьников и студентов по отношению к экологическим проблемам проводится работа с подрастающим поколением:
- конкурс фотографий "Мой любимый уголок Крыма";
- конкурс рисунка "Мир глазами детей";
- конкурс на лучшую кормушку для птиц и скворечник;
- конкурс на лучшую агитационную листовку экологического характера.
Для педагогов образовательных организаций проводится конкурс "Лучшая методическая разработка занятия по экологическому образованию".
Для дошкольников проводится республиканский конкурс "Наш дом - природа", главной целью которого стало формирование экологического патриотизма у детей дошкольного возраста, бережного отношения к природе и развитие ответственного отношения к окружающей среде.
Прогноз развития на перспективу. Если в настоящее время не начать широкое проведение мероприятий по экологическому образованию, просвещению и воспитанию населения, в будущем это приведет к увеличению количества экологических катастроф, произошедших по вине человека. Необходимо с раннего возраста воспитывать у детей уважение к природе и ответственное отношение к ней. Основная задача состоит в том, чтобы воспитать у будущего поколения созидательное, а не потребительское отношение к окружающей среде и природным богатствам. В противном случае потребительское отношение к природе может привести к необратимым экологическим последствиям.