(с изменениями на 3 октября 2023 года)
(в ред. Постановлений МТСЗН Рязанской области от 31.10.2022 N 62, от 22.03.2023 N 13, от 03.10.2023 N 48)
В соответствии со статьей 211.3 Трудового кодекса Российской Федерации министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области постановляет:
(преамбула в ред. Постановления МТСЗН Рязанской области от 31.10.2022 N 62)
1. Утвердить Программу "Улучшение условий и охраны труда в Рязанской области на 2021 - 2023 годы" согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника управления государственной службы, кадрового развития и охраны труда Ненахову Н.Ю.
(п. 2 в ред. Постановления МТСЗН Рязанской области от 03.10.2023 N 48)
Министр
В.С.ЕМЕЦ
(в ред. Постановлений МТСЗН Рязанской области от 31.10.2022 N 62, от 22.03.2023 N 13)
Наименование | "Улучшение условий и охраны труда в Рязанской области на 2021 - 2023 годы" |
Исполнители | министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области; исполнительные органы Рязанской области (далее - ИОРО); государственные автономные учреждения; государственные бюджетные учреждения; государственные казенные учреждения; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; органы местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области; муниципальные автономные учреждения; муниципальные бюджетные учреждения; муниципальные казенные учреждения; государственный внебюджетный фонд, общественные и иные организации. |
(в ред. Постановления МТСЗН Рязанской области от 22.03.2023 N 13) | |
Цели | Снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшение условий труда работников. |
Задачи | I. Улучшение условий и охраны труда. 1. Обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах. 2. Реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения. 3. Обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения. 4. Содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих улучшению условий и охраны труда. 5. Совершенствование нормативно-правовой базы Рязанской области в сфере охраны труда. 6. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда. 7. Разработка и внедрение в организациях Рязанской области программ "нулевого травматизма", основанных на принципах ответственности руководителей и каждого работника за безопасность, соблюдения всех обязательных требований охраны труда, вовлечения работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда, обеспечения выявленных опасностей, оценки и контроля за рисками на производстве, проведения регулярных аудитов безопасности, непрерывного обучения и информирования персонала по вопросам охраны труда. II. Повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. |
Целевые индикаторы (показатели) | 1. Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости: 1.1. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом; 1.2. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более; 1.3. Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего; 1.4. Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием. 2. Динамика оценки условий труда: 2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда; 2.2. Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда. 3. Условия труда: 3.1. Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда; 3.2. Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников. |
Сроки реализации | 2021 - 2023 годы |
Объемы бюджетных ассигнований | Общий объем бюджетных ассигнований - 627718 тыс. руб., в том числе за счет средств: бюджета Рязанской области - 293935,7 тыс. руб.; бюджетов муниципальных образований - 333782,3 тыс. руб.; в том числе по годам: 2021 год - 205470 тыс. руб.; 2022 год - 209298,8 тыс. руб.; 2023 год - 212949,2 тыс. руб. |
Прогнозная оценка расходов государственного внебюджетного фонда и юридических лиц | Общий объем финансирования из внебюджетных источников - 220965,2 тыс. руб. в том числе: Фонда социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации) - 219978,2 тыс. руб.; работодателей - 987 тыс. руб., в том числе по годам: 2021 год - 73150 тыс. руб.; 2022 год - 73526 тыс. руб.; 2023 год - 74289,2 тыс. руб. |
(в ред. Постановления МТСЗН Рязанской области от 22.03.2023 N 13) | |
Ожидаемые результаты реализации | К концу срока реализации программы ожидаются следующие результаты: 1. Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости: 1.1. Сокращение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (чел.) до 10 1.2. Сокращение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (чел.) до 235 1.3. Сокращение количества дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего (ед.) до 67 1.4. Сокращение численности работников с установленным в текущем году профессиональным заболеванием (чел.) до 7 2. Специальная оценка условий труда: 2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда (ед.), - 42200 2.2. Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда (ед.), - 1140 3. Условия труда: 3.1. Сокращение численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (чел.), - до 58200 3.2. Снижение удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников (%) до 14,2 |
За период с 2015 по 2019 год показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Рязанской области имеют следующую динамику (таблицы 1 - 4).
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в 2015 - 2019 годах (по данным Государственной инспекции труда в Рязанской области)
Территория | Годы | ||||
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |
Рязанская область | 13 | 16 | 11 | 13 | 12 |
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2015 - 2019 годах (по данным ГУ - Рязанского регионального отделения ФСС РФ)
Территория | Годы | ||||
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |
Рязанская область | 268 | 229 | 234 | 264 | 250 |
Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего в 2015 - 2019 годах (по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области)
Территория | Годы | ||||
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |
Рязанская область | 75,5 | 61,9 | 69,9 | 69,1 | 67,1 |
Численность лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием в 2015 - 2019 годах (по данным территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора)
Территория | Годы | ||||
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |
Рязанская область | 11 | 9 | 15 | 10 | 5 |
Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в Рязанской области показывает, что основной причиной их возникновения является нарушение работниками дисциплины труда и требований охраны труда (32,5% от всех несчастных случаев с тяжелыми последствиями).
К другим причинам относятся:
- нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств и правил дорожного движения (17,5%);
- неудовлетворительная организация производства работ (12,5%);
- недостатки в обучении безопасным приемам труда, конструктивные недостатки оборудования, несовершенство технологического процесса, эксплуатация неисправного оборудования, использование пострадавшего не по специальности (по 2,5%).
Основными видами (типами) несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями в 2019 году являются:
- воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин (27,5%);
- падение пострадавшего с высоты (22,5%);
- транспортные происшествия во время служебных поездок (20%);
- падение, обрушение, обвалы предметов, материалов (10%);
- воздействие дыма, огня и пламени (7,5%).
В разрезе видов экономической деятельности наибольшее количество несчастных случаев приходится на обрабатывающие производства (30% всех несчастных случаев), строительство (22,5%), транспорт и сельское хозяйство (по 10%), еще по 7,5% приходится на деятельность в сферах образования и спорта.
Анализ состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости позволяет сделать следующие выводы:
1. Сложившаяся динамика снижения уровней производственного травматизма имеет потенциал к их дальнейшему сокращению за счет устранения причин организационного характера, повышения культуры производства и дисциплины труда работников, внедрения в организациях региона концепции "Нулевого травматизма", основанной на управлении профессиональными рисками, повышении мотивации работников к соблюдению требований охраны труда.
2. Снижение уровня профессиональной заболеваемости возможно за счет внедрения современных методов диагностики и повышения качества медицинских осмотров (обследований) в целях выявления патологий на ранних стадиях и их своевременного лечения.
Важным механизмом стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, а также созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда является оценка условий труда на рабочих местах.
Проведенный анализ показывает, что уровень охвата рабочих мест специальной оценкой условий труда в организациях региона составляет 98% от их общего количества.
В 2021 - 2023 годах, с учетом проведения специальной оценки условий труда, только на рабочих местах, которые не подлежат, в соответствии с законодательством Российской Федерации, декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, будут обеспечены количественные показатели проведения специальной оценки условий труда, в отношении данной категории рабочих мест, с расчетом, что каждое из них будет оценено не реже чем 1 раз в 5 лет.
Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда в 2015 - 2019 годах (по данным ФГИС СОУТ, за 2015 год - по данным Государственной инспекции труда в Рязанской области)
Территория | Годы | ||||
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |
Рязанская область | 40524 | 33244 | 40583 | 45554 | 12860 |