Действующий

Об утверждении региональной программы Краснодарского края "Модернизация первичного звена здравоохранения" (с изменениями на 12 апреля 2023 года)



Таблица 18



Распределение муниципальных образований по интегральному коэффициенту обеспеченности медицинскими кадрами

Группа

Количество муниципальных образований

Рекомендованные первоочередные мероприятия по улучшению (стабилизации)

кадрового потенциала

1

2

3

V (крайне высокий КОМК) - положительная кадровая ситуация

нет

IV (высокий КОМК) - стабильная кадровая ситуация

1

1. Планирование необходимой численности и структуры кадров с учетом мероприятий по улучшению доступности медицинской помощи и маршрутизации пациентов.

2. Оценка штатных расписаний медицинских организаций и приведение в соответствие с потребностью в медицинских специалистах исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи.

3. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника.

4. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров.

5. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом с целью увеличения доступности врачебной помощи.

6. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Краснодарского края, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях.

7. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер".

III (средний КОМК) - стабильная кадровая ситуация, на уровне показателей субъекта

9

1. Плановая работа по сокращению дефицита медицинских кадров.

2. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом.

3. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности.

4. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника.

5. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров.

6. Оценка штатных расписаний медицинских организаций с учетом нормативных документов и потребности населения в оказании медицинской помощи.

7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Краснодарского края, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях.

8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер".

II (низкий КОМК) - отрицательная, наличие дефицита кадров. Возможен риск недостижения целевых показателей

25

1. Восполнение кадрового дефицита медицинских работников.

2. Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55 - 60%.

3. Привлечение молодых специалистов. Организация адресной поддержки специалистов, направляемых в медицинские организации.

4. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности.

5. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника.

6. Анализ штатных расписаний медицинских организаций исходя из нормативных требований и потребности населения в оказании медицинской помощи, а также с учетом маршрутизации пациентов.

7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Краснодарского края, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях.

8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер".

I (крайне низкий КОМК) - отрицательная кадровая ситуация, наличие постоянного дефицита кадров. Высокий риск недостижения целевых показателей

9

1. Предоставление служебного жилья для медицинских работников, прибывающих в муниципальные образования, в полностью готовом виде для заселения (чистое, отремонтированное).

2. Определение четкого количества предоставляемого жилья в муниципальных образованиях (на весь период реализации программы (2021 - 2025 годы).

3. Обеспечение регулярных дополнительных компенсационных выплат для медицинских работников, прибывающих в территории.

4. Обеспечение адресной поддержки медицинских работников (приоритетное право приема детей в дошкольные образовательные учреждения, содействие местной администрации в вопросах бытового характера, предоставление билетов на общественно-культурные события и организация трансфера в областной центр на регулярной основе).

5. Постоянный мониторинг движения кадров и принятие мер в ситуации оттока кадров с территории.

6. Жесткий и постоянный контроль министерства здравоохранения Краснодарского края программных мероприятий с целью устранения дефицита и улучшения показателей укомплектованности кадров.

7. Включение в KPI вопрос кадровой обеспеченности сферы здравоохранения для руководителя органа местного самоуправления.

8. Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55 - 60%.

9. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности.

10. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника.

11. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Краснодарского края, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях.

12. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер".


2.2. Управление штатным расписанием - формирование с учетом нормативов на основании численности прикрепленного населения, географии населенного пункта; нормативов, закрепленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; структуры заболеваемости, маршрутизации пациентов, реальной нагрузки на врачей. Мероприятие состоит из анализа организационной и штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Краснодарского края; корректировки организационной и штатной численности медицинских работников с учетом региональных особенностей (коэффициент геолокации); согласования с Минздравом России организационной и штатной численности медицинских работников и коэффициента геолокации; принятие нормативного правового акта, определяющего организационную и штатную численность медицинских работников в государственных медицинских организациях Краснодарского края, разработка плана мероприятий по изменению штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Краснодарского края; проведение организационно-штатных мероприятий.


Здравоохранение Краснодарского края на протяжении последних двух лет характеризуется кадровым дефицитом.


Ресурсная обеспеченность населения в сфере здравоохранения рассчитывается с учетом нормативов объемов медицинской помощи в расчете на одного жителя (одно застрахованное лицо), установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.


При определении объемов оказания медицинской помощи учитываются:


особенности половозрастного состава населения;


уровень и структура заболеваемости населения;


уровень и структура смертности населения;


географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.


Несмотря на сложившийся кадровый дефицит, объемы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сбалансированы, в целом соответствуют федеральным нормативам.


Штатные должности специалистов медицинских организаций устанавливаются медицинскими организациями на основании плановых объемов медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара, стационарных условиях, а также вне стационара структурными подразделениями скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи, с учетом порядков оказания медицинской помощи, рекомендуемого числа посещений на год на одну должность врача.


Совместно с ФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздрава России была определена и согласована потребность во врачах и среднем медицинском персонале первичного звена здравоохранения на 2020 год (общая потребность на 2020 год - 1139 человек, из них: врачей-онкологов - 54 человека, врачей-оториноларингологов - 29 человек, врачей-педиатров - 1 человек, врачей-педиатров участковых - 162 человека, врачей-терапевтов участковых - 625 человек, врачей общей практики (семейных врачей) - 33 человека, врачей-инфекционистов - 8 человек, врачей-психиатров - 13 человек, врачей-травматологов-ортопедов - 67 человек, врачей-фтизиатров - 4 человека.


Сложившееся положение приводит к превышению нагрузки на врачей по сравнению с нормативными по следующим специалистам: врачи-гастроэнтерологи, врачи общей практики (семейные врачи), врачи-онкологи, врачи-оториноларингологи, врачи-офтальмологи, врачи-педиатры участковые, врачи-терапевты участковые, врачи-травматологи-ортопеды, врачи-фтизиатры, врачи-эндокринологи. Нагрузка на 1 должность ниже установленного норматива - врачи-акушеры-гинекологи, врачи-аллергологи-иммунологи, врачи-дерматовенерологи, врачи-инфекционисты, врачи-кардиологи, врачи-неврологи, врачи-психиатры, врачи-урологи, врачи-хирурги.


Потребность в среднем медицинском персонале на 2020 год составляет 4235 специалистов с учетом возрастной нагрузки, в частности: фельдшеры - 50 человек, медицинские сестры врачей-терапевтов участковых - 521 человек, медицинские сестры врачей-педиатров участковых - 179 человек, медицинские сестры врачей общей практики (семейных врачей) - 5 человек.