Распределение муниципальных образований по интегральному коэффициенту обеспеченности медицинскими кадрами
Группа | Количество муниципальных образований | Рекомендованные первоочередные мероприятия по улучшению (стабилизации) кадрового потенциала |
1 | 2 | 3 |
V (крайне высокий КОМК) - положительная кадровая ситуация | нет | |
IV (высокий КОМК) - стабильная кадровая ситуация | 1 | 1. Планирование необходимой численности и структуры кадров с учетом мероприятий по улучшению доступности медицинской помощи и маршрутизации пациентов. 2. Оценка штатных расписаний медицинских организаций и приведение в соответствие с потребностью в медицинских специалистах исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи. 3. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника. 4. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров. 5. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом с целью увеличения доступности врачебной помощи. 6. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Краснодарского края, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях. 7. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер". |
III (средний КОМК) - стабильная кадровая ситуация, на уровне показателей субъекта | 9 | 1. Плановая работа по сокращению дефицита медицинских кадров. 2. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом. 3. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности. 4. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника. 5. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров. 6. Оценка штатных расписаний медицинских организаций с учетом нормативных документов и потребности населения в оказании медицинской помощи. 7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Краснодарского края, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях. 8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер". |
II (низкий КОМК) - отрицательная, наличие дефицита кадров. Возможен риск недостижения целевых показателей | 25 | 1. Восполнение кадрового дефицита медицинских работников. 2. Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55 - 60%. 3. Привлечение молодых специалистов. Организация адресной поддержки специалистов, направляемых в медицинские организации. 4. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности. 5. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника. 6. Анализ штатных расписаний медицинских организаций исходя из нормативных требований и потребности населения в оказании медицинской помощи, а также с учетом маршрутизации пациентов. 7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Краснодарского края, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях. 8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер". |
I (крайне низкий КОМК) - отрицательная кадровая ситуация, наличие постоянного дефицита кадров. Высокий риск недостижения целевых показателей | 9 | 1. Предоставление служебного жилья для медицинских работников, прибывающих в муниципальные образования, в полностью готовом виде для заселения (чистое, отремонтированное). 2. Определение четкого количества предоставляемого жилья в муниципальных образованиях (на весь период реализации программы (2021 - 2025 годы). 3. Обеспечение регулярных дополнительных компенсационных выплат для медицинских работников, прибывающих в территории. 4. Обеспечение адресной поддержки медицинских работников (приоритетное право приема детей в дошкольные образовательные учреждения, содействие местной администрации в вопросах бытового характера, предоставление билетов на общественно-культурные события и организация трансфера в областной центр на регулярной основе). 5. Постоянный мониторинг движения кадров и принятие мер в ситуации оттока кадров с территории. 6. Жесткий и постоянный контроль министерства здравоохранения Краснодарского края программных мероприятий с целью устранения дефицита и улучшения показателей укомплектованности кадров. 7. Включение в KPI вопрос кадровой обеспеченности сферы здравоохранения для руководителя органа местного самоуправления. 8. Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55 - 60%. 9. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности. 10. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника. 11. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Краснодарского края, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях. 12. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер". |
2.2. Управление штатным расписанием - формирование с учетом нормативов на основании численности прикрепленного населения, географии населенного пункта; нормативов, закрепленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; структуры заболеваемости, маршрутизации пациентов, реальной нагрузки на врачей. Мероприятие состоит из анализа организационной и штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Краснодарского края; корректировки организационной и штатной численности медицинских работников с учетом региональных особенностей (коэффициент геолокации); согласования с Минздравом России организационной и штатной численности медицинских работников и коэффициента геолокации; принятие нормативного правового акта, определяющего организационную и штатную численность медицинских работников в государственных медицинских организациях Краснодарского края, разработка плана мероприятий по изменению штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Краснодарского края; проведение организационно-штатных мероприятий.
Здравоохранение Краснодарского края на протяжении последних двух лет характеризуется кадровым дефицитом.
Ресурсная обеспеченность населения в сфере здравоохранения рассчитывается с учетом нормативов объемов медицинской помощи в расчете на одного жителя (одно застрахованное лицо), установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
При определении объемов оказания медицинской помощи учитываются:
особенности половозрастного состава населения;
уровень и структура заболеваемости населения;
уровень и структура смертности населения;
географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.
Несмотря на сложившийся кадровый дефицит, объемы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сбалансированы, в целом соответствуют федеральным нормативам.
Штатные должности специалистов медицинских организаций устанавливаются медицинскими организациями на основании плановых объемов медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара, стационарных условиях, а также вне стационара структурными подразделениями скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи, с учетом порядков оказания медицинской помощи, рекомендуемого числа посещений на год на одну должность врача.
Совместно с ФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздрава России была определена и согласована потребность во врачах и среднем медицинском персонале первичного звена здравоохранения на 2020 год (общая потребность на 2020 год - 1139 человек, из них: врачей-онкологов - 54 человека, врачей-оториноларингологов - 29 человек, врачей-педиатров - 1 человек, врачей-педиатров участковых - 162 человека, врачей-терапевтов участковых - 625 человек, врачей общей практики (семейных врачей) - 33 человека, врачей-инфекционистов - 8 человек, врачей-психиатров - 13 человек, врачей-травматологов-ортопедов - 67 человек, врачей-фтизиатров - 4 человека.
Сложившееся положение приводит к превышению нагрузки на врачей по сравнению с нормативными по следующим специалистам: врачи-гастроэнтерологи, врачи общей практики (семейные врачи), врачи-онкологи, врачи-оториноларингологи, врачи-офтальмологи, врачи-педиатры участковые, врачи-терапевты участковые, врачи-травматологи-ортопеды, врачи-фтизиатры, врачи-эндокринологи. Нагрузка на 1 должность ниже установленного норматива - врачи-акушеры-гинекологи, врачи-аллергологи-иммунологи, врачи-дерматовенерологи, врачи-инфекционисты, врачи-кардиологи, врачи-неврологи, врачи-психиатры, врачи-урологи, врачи-хирурги.
Потребность в среднем медицинском персонале на 2020 год составляет 4235 специалистов с учетом возрастной нагрузки, в частности: фельдшеры - 50 человек, медицинские сестры врачей-терапевтов участковых - 521 человек, медицинские сестры врачей-педиатров участковых - 179 человек, медицинские сестры врачей общей практики (семейных врачей) - 5 человек.